Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,
судей Быстрова О.В. и Калединой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу исполняющего обязанности управляющего отделением ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Писаренко А.А.,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 октября 2016 г.,
по гражданскому делу по иску Пивоваровой Л.И. к ГУ Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Пивоварова Л.И. обратилась с иском к ГУ Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования РФ и просила взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию расходов на приобретение технического средства реабилитации в сумме ... рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 09.10.2014 она признана инвалидом 2-группы по общему заболеванию бессрочно, ей был поставлен диагноз: ...
09.10.2014 ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" филиал N 8 г. Ессентуки ей была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, которой предусмотрено выделение средств технической реабилитации - эндопротез правого тазобедренного сустава, исполнителем указан ФСС.
Денежные средства ей выделены не были, однако, ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право инвалидов на получение компенсации за приобретение технического средства реабилитации за собственный счет. В связи с этим ею 25.12.2014 у ИП Дьяченко М.А. приобретен эндопротез тазобедренного сустава "Зиммер" (Zimmer) стоимостью ... рублей.
После проведения орперации по эндопротезированию она в апреле 2015 г. обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенное ею средство технической реабилитации, приложив соответствующие документы, однако получила отказ со ссылкой на то, что с 01.01.2015 обеспечение инвалидов эндопротезами осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с требованиями закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем, отделение Фонда не вправе возместить ей расходы за самостоятельно приобретенный эндопротез за счет средств федерального бюджета.
Считая данный отказ незаконным, истец обратилась в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 октября 2016 г. исковые требования удовлетворены. С ГУ - Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Пивоваровой Л.И. взыскана компенсация расходов на приобретение технического средства реабилитации в сумме ... рублей.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности управляющего отделением ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Писаренко А.А. просил решение суда отменить по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно не применил закон, подлежащий применению, нарушил нормы процессуального права. Ссылается на отсутствие у Фонда правовых оснований для выплаты компенсации, поскольку с 01.01.2015 данные выплаты производятся в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по доверенности Долидзе М.В. и представителя министерства здравоохранения Ставропольского края по доверенности Хвостову С.В., поддержавших требования жалобы, просивших отменить решение суда, представителя истца по доверенности Мирзоева Т.А., не признавшего требования жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В число технических средств реабилитации были включены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы (пункт 8).
Распоряжением Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р" пункт 8 раздела "Технические средства реабилитации" изложен в редакции: "8. Протезы и ортезы." Изменения введены в действие с 1.01.2015.
В Письме Минздрава России от 17.11.2014 N 17-4/10/2-8639 "Об обеспечении эндопротезами за счет средств социального страхования" указано, что обеспечение эндопротезами за счет средств социального страхования после 1.01.2015 может осуществляться только гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов как технических средств реабилитации, рекомендованных в индивидуальной программе реабилитации, наступило до 1.01.2015.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истцу 09.10.2014 установлена 2 группа инвалидности. Ей была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой истцу полагается проведение реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации: эндопротезов тазобедренного.
25.12.2014 истцом приобретено техническое средство реабилитации, что подтверждается товарным чеком и квитанцией об оплате.
18.02.2015 ей выполнено первичное тотальное гибридное эндопротезирование правого тазобедренного сустава.
В апреле 2015 года истец обратилась в ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о выплате компенсации приобретенного технического средства реабилитации.
Ответчик в выплате компенсации отказал.
Ранее Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, в редакции, действовавшей до 01.01.2015, было предусмотрено предоставление инвалиду, в числе прочего, технических средств реабилитации: протезов, включая эндопротезы, и ортезы, однако, с 01.01.2015 эндопротезы исключены из данного Перечня.
По указанной причине с 01.01.2015 Фонд социального страхования РФ не выплачивает инвалидам стоимость самостоятельно приобретенных эндопротезов.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273, предусматривает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.
Обеспечение эндопротезами суставов входит в Перечень видов высокотехнологичной помощи, включенных в базовую программу ОМС, п. 26 которого эндопротезирование суставов конечностей в блоке "Травматология и ортопедия" отнесено к видам высокотехнологичной медицинской помощи,
Согласно п. 6 Порядка оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2014 N 930н указанная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Таким образом, значимым юридическим обстоятельством по данной категории дел является установление периода возникновения права у инвалида на получение компенсации в рамках ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что право на получение компенсации у Пивоваровой Л.И. возникло до 01.01.2015, поскольку эндопротез в рамках программы реабилитации был приобретен ею за собственные средства до момента, когда введено новое правовое регулирование и финансирование по выплате данной компенсации передано Фонду обязательного медицинского страхования.
Нуждаемость истца в эндопротезе и стоимость приобретенного эндопротеза ответчиком в суде не оспаривались.
Вместе с тем, при определении стоимости эндопротеза судебная коллегия учитывает следующее.
Как было установлено, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с абз. 2 ч.3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 24.10.2014), компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2013 N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Уполномоченные органы могут направлять запрос о последней по времени осуществления закупке технического средства реабилитации и (или) оказания услуги в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации в течение 5 дней со дня поступления запроса уполномоченного органа предоставляет информацию о последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги в пределах федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, или в пределах территории Российской Федерации.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм, судебная коллегия приходит к выводу, что определение суммы компенсации входит в объем полномочий органа, осуществляющего выплату, определяемой на основании итогов последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации.
При отсутствии доказательств соответствия заявленной в иске суммы размеру компенсации, устанавливаемой на основании вышеприведенного Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, суд лишен возможности самостоятельно определить данную сумму, поскольку соответствующие полномочия переданы органам социального страхования.
Учитывая изложенное, решение суда в части определения суммы взыскания подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328,329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 октября 2016г. в части взыскания с ГУ - Ставропольское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Пивоваровой Л.И. компенсации расходов на самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - оставить без изменения.
Это же решение в части определения суммы компенсации в размере ... рублей отменить, принять новое решение, которым в данной части искового требования отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить в части.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.