Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Дубинина А.И., Осиповой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Казаряне А.Р.,
с участием представителей истца Дамберга А.Э. по доверенностям Колесникова Р.О., Саакян К.А., Фоломеева А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пичугова В.Ю., Дамберга А.Э. к Степановой В.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке
по апелляционной жалобе представителя истца Пичугова В.Ю. по доверенности Саламаха В.И. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 16 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Пичугов В.Ю., Дамберг А.Э. обратились в суд с исковым заявлением к Степановой В.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.
В обоснование заявленных требований указано, что Дамбергу А.Э. принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:000000: ... площадью 171886 кв.м.
Указанный земельный участок был сформирован в счет выдела земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000: ... (предыдущий номер 26:29:0: ... ), расположенный в границах ООО А/Ф " ... " МО Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, сельскохозяйственного назначения, и принят Дамбергом А.Э. в дар от Пичугова В.Ю. на основании договора дарения от 2сентября 2015 года.
Переход права собственности к Дамбергу А.Э. зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 3 сентября 2015 года сделана запись в ЕГРП N ... , что также подтверждается свидетельством о праве собственности на земельный участок.
Ранее Степанова В.И. обращалась в суд с исковым заявлением к ДамбергуА.Э. о признании кадастровой ошибкой сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (далее ? ГКН) в части описания границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:000000: ... площадью 171886 кв.м.; обязании ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю исключить из ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000: ... ; признании установленными границ земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м., и обязании ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю внести в ГКН сведения о местоположении границ этого земельного участка.
В обоснование заявленных требований Степанова В.И. указывала, что ей на праве собственности принадлежала земельная доля площадью 2,5 га на земельный участок для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер земельного участка не указан, адрес: КАТП "Предгорье".
Земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м. предоставлен Степановой В.И. в границах земельного участка, находящегося в долевой собственности, на основании постановления администрации Предгорного района Ставропольского края от ... года N ... и решения КАТП "Предгорье" от ... года. На основании указанных актов составлен акт отвода в натуре земельного участка для КФХ Степановой В.И. В настоящий момент указанный земельный участок имеет статус ранее учтенного.
Администрация Предгорного района Ставропольского края и КАТП"Предгорье" не являются участниками долевой собственности в праве на исходный земельный участок, поэтому не вправе были распоряжаться землями долевой собственности.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением требований закона.
Кроме того, у Степановой В.И. возникло право на земельную долю на земельный участок, предоставленный постановлением главы администрации Предгорного района Ставропольского края от ... года N ... площадью 1523 га. В государственном фонде данных имеется указанное постановление с приложениями, в том числе графической схемой (чертежом) границ земельного участка, предоставленного в коллективно-долевую собственность.
В графическом приложении указаны земли для предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам.
При сопоставлении графического приложения и земельного участка, выделенного Степановой В.И. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... находится в границах земель, отобранных в коллективно- долевую собственность, а не в границах земель крестьянских (фермерских) хозяйств.
У Степановой В.И. отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714:.., в том числе они ей не выдавались.
Согласно заключения эксперта N ... от ... года границы принадлежащего Дамбергу А.Э. на праве собственности двухконтурного земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000: ... накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ...
Дамберг А.Э. является владеющим собственником земельного участка, на который накладываются границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... , площадью 25000 кв.м.
Существование земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... , площадью 25000 кв.м., который Степанова В.И. считает своим, и который сформирован и поставлен на кадастровый учет в нарушение закона, противоречит правам и законным интересам Дамберга А.Э. как собственника земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000: ...
Степанова В.И. в обоснование своих прав на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... помимо свидетельства N ... о праве собственности на земельную долю площадью 2,5 га представила постановление администрации Предгорного района Ставропольского края от ... года N ... "О регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства В.И.Степановой", решение КАТП "Предгорье" от ... года и акт отвода в натуре земельного участка для организации КФХ Степановой В.И. от ... года.
Считают, что акт отвода в натуре земельного участка от ... года является явно сфальсифицированным документом, поскольку в нем имеется ссылка на более поздний документ - постановление администрации Предгорного района от ... года N ...
Выделить в натуре земельный участок в счет доли в праве законным путем можно только на основании решения общего собрания собственников земельных долей. Не смотря на это, акт подписан заместителем председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Карюк С.А., главным агрономом ООО "Агрофирмы Пятигорье" Савиновой Л.П., ведущим специалистом Рудовым В.М., главой КФХ Степановой В.И. При этом Степанова В.И. главой КФХ не являлась. Из перечисленных лиц собственником земельной доли является только Степанова В.И.
Земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... поставлен на государственный кадастровый учет в 2002 году на основании перечня N 10 ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 26:29: ... по состоянию на 13 ноября 2002 года. Перечень N 10 выполнен и подписан специалистом ФГУП "СтавропольНИИгипрозем" Дюбкиной О.А., а также подписан руководителем ФГУП "СтавропольНИИгипрозем" Петрищевым А.И. и утвержден 13 ноября 2002 года руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тарасовым А.Ф.
В пункте 9 перечня N 10 имеется незаконное и необоснованное указание на наличие у КФХ Степановой В.И. права собственности на земельный участок площадью 2,5 га на основании постановления главы администрации от ... года N ...
Полагают, что постановление главы администрации не наделяет Степанову В.И. правом собственности на земельный участок и это следует из его буквального толкования. Так, в пункте 4 постановления главы администрации от ... года N ... указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет свою деятельность на земельном участке площадью 2,5 га пашни, предоставленном ему в собственность из фонда земель КАТП "Пятигорье" (свидетельство N ... ).
Указанное в постановлении свидетельство является свидетельством о праве собственности на земельную долю, а не на земельный участок. В то же время органом кадастрового учета указанное постановление главы администрации незаконно принято в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок при постановке его на государственный кадастровый учет.
Кроме того, администрация Предгорного района не являлась долевым сособственником, она была не вправе распоряжаться частной собственностью - земельным участком, находящимся в общей долевой собственности.
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714:.., площадью 25000 кв.м. был произведен незаконно, вопреки требованиям действующей на тот момент ст. 19 Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
На основании части 2 указанной нормы Закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В упомянутом перечне N 10 в пункте 9 в графе дата, номер регистрации права указано: ... от ... года. В графе наличие графических материалов указано: план. Кроме того, к указанному перечню приложен чертеж, выполненный от руки и не содержащий никаких сведений о межевании и координат поворотных точек.
Таким образом, перечень N 10 не мог являться основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м.
Считают, что у Степановой В.И. отсутствует право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000кв.м., и он поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением закона.
Просили признать отсутствующим право собственности Степановой В.И. на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000кв.м.; обязать ФГБУ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м.
Обжалуемым решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 16 ноября 2016 года Пичугову В.Ю., Дамбергу А.Э. в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим прав собственности Степановой В.И. на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м. и обязании ФГБ ФКП Росреестра по Ставропольскому краю исключить из государственног кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номеро 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Пичугова В.Ю. по доверенности Саламаха В.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов указывают, что суд первой инстанции в решении не дал никакой оценки доводам о незаконной постановке на кадастровый учет земельного участка, тогда как доводы в этой части носили характер самостоятельного искового требования.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
На заседании судебной коллегии представители истца Дамберга А.Э. по доверенности Колесников Р.О., Саакян К.А., Фоломеев А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, их представители на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по существу не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как указано в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании, Дамбергу А.Э. на основании договора дарения недвижимого имущества (земельного участка) от 2 сентября 2015 года принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:29:000000: ... , площадью 171886 кв.м.
Указанный земельный участок был сформирован в счет выдела земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:29:000000: ... (предыдущий номер 26:29:0:..), расположенный в границах ... , сельскохозяйственного назначения и принят Дамбергом А.Э. в дар от Пичугова В.Ю.
Переход права собственности к Дамбергу А.Э. на указанный земельный участок был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 3сентября 2015 года сделана запись в ЕГРП N ... Данное обстоятельство также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 3сентября 2015 года.
В 1996 году Степанова В.И. приобрела земельную долю на земельный участок общей площадью 2,5 га, расположенный по адресу: ... , о чем 10 сентября 1996 произведена регистрационная запись N ... и выдано свидетельство о праве собственности на землю N ...
В 1998 году Степановой В.И. согласно постановления главы Предгорной районной администрации от ... N ... зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, которому для осуществления деятельности предоставлен земельный участок указанной площади из фонда земель КАТП "Предгорье".
Земельный участок Степановой В.И. представлен в собственность администрацией Предгорного района Ставропольского края на основании решения правления КАТП "Предгорье" от 24 апреля 1998 года, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... , площадью 25000 кв.м. был предоставлен в границах земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... был поставлен на государственный кадастровый учет 14 ноября 2002 года на основании перечня N 10 ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 26:29: ... по состоянию на 13 ноября 2002 года.
Решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 10 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Степановой В.И. к Дамбергу А.Э. о признании кадастровой ошибки и устранении препятствий признаны кадастровой ошибкой сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в части описания границ земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000: ... , площадью 171886 кв.м., принадлежащего ДамбергуА.Э. Суд обязал исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ указанного земельного участка. Суд признал установленными границы земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... , принадлежащего на праве собственности Степановой В.И., обязав внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... согласно межевого плана от 3 июня 2015 года.
Отказывая по данному делу в удовлетворении исковых требований Пичугову А.Ю. и Дамбергу А.Э., суд первой инстанции установил, что на момент рассмотрения дела Степанова В.И. не реализовала свое право собственности на спорный земельный участок, не зарегистрировав его в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем суд пришел к выводу, что оснований для признания отсутствующим права собственности Степановой В.И. на данный земельный участок не имеется.
В данной части с такими выводами судебная коллегия соглашается в виду следующего.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного СудаРФN 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, защита нарушенного права путем предъявления иска о признании права отсутствующим может применяться только при наличии соответствующей записи в ЕГРП. Поскольку право собственности СтепановойВ.И. не зарегистрировано в ЕГРП, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке ответчика.
Так, согласно п. 23 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", собственник земельной доли или группа собственников земельных долей, а также лица, уполномоченные этими собственниками, имеют право на выделение земельного участка в натуре на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и с учетом требований компактного размещения земельных участков и рациональной организации территории. Собственники земельных долей, подавшие заявления о выделении в натуре земельных участков в счет земельных долей, далее именуются заявителями.
В соответствии с пунктами 28-33 вышеуказанных Рекомендаций не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей. В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок, или предлагаются конкретные земельные участки. Оценка предлагаемых заявителям участков в балло - гектарах не может быть ниже указанной в заявлении.
В случае если собрание собственников земельных долей или их представителей не приняло решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет земельных долей, до истечения срока, установленного пунктом 28 настоящих Рекомендаций, оно принимает решение о проведении внутрихозяйственного аукциона или об ином способе определения местоположения выделяемых участков. Решение оформляется протоколом, который должен быть подписан всеми собственниками земли или их представителями. Этот протокол может выполнять функцию договора между собственниками.
Решения, предусмотренные пунктами 28 и 29 настоящих Рекомендаций, принимаются единогласно. Единогласие считается достигнутым, если в течение месяца со дня уведомления каждого сособственника о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделяемых земельных долей, или способе его определения заявители и внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (далее именуется - комиссия) не получили возражений в письменной форме ни от кого из сособственников.
Если между сособственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счет земельных долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, в котором указываются количество земельных долей заявителей, их оценка в балло - гектарах, перечень выделенных участков и их общая оценка в балло - гектарах с приложением планов этих участков, выполненных в масштабе имеющегося для данной территории планово - картографического материала. Протокол подписывают представители сособственников, каждого заявителя и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Протокол представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для выноса в натуру границ земельных участков.
При наличии разногласий между собственниками и заявителями или между несколькими заявителями по поводу выделения земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе определения местоположения этих участков спор разрешается в суде в соответствии с гражданско - процессуальным законодательством.
Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня получения протокола о выделении земельных участков или протокола внутрихозяйственного аукциона оформляет соответствующие документы на выделенные земельные участки.
Согласно решения Правления КАТП "Пятигорье" от ... года на основании заявления рабочей отделения N 2 Степановой В.И. уволить из КАТП "Пятигорье" с выделением земельного участка в натуре в связи с организацией собственного крестьянского хозяйства.
Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" решение о местоположении земельного участка, предоставляемого Степановой В.И. в счет выделяемой земельной доли, не принималось.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" от 2января 2000 года N 28-ФЗ (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В п. 1 ст. 14 названного Закона указано, что Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.
В силу ст. 20 вышеуказанного Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Из письма Федеральной службы земельного кадастра России "О порядке оформления документов ГЗК" от 2 августа 2001 года N ВК/435 следует, что в связи с вступлением в силу Федерального закона "О землеустройстве" от 18июня 2001 года N 78-ФЗ, а также утверждением Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) N ГЗК-1-С.О-05-02-01 и Правил оформления кадастрового плана земельного участка N ГЗК-1-Т.О-04-01-01 Росземкадастром ведется работа по подготовке новой редакции Инструкции по межеванию.
До издания новой редакции указанной инструкции оформление межевых дел, их проверка, приемка и хранение осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом 8апреля 1996года, прошедшей правовую экспертизу и согласно письму Минюста России от 28 июня 1996 года N 07-02-516-96 не нуждающейся в государственной регистрации.
При этом в качестве документов о межевании земельных участков, предусмотренных Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" от 2 января 2000 года N 28-ФЗ и необходимых для постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет или уточнения сведений о ранее учтенных земельных участках, используются дополнительно изготовленные: чертеж границ земельного участка (участков) в соответствии с приложением 3.6 к Инструкции по межеванию, на котором делается запись "Экз. N 2, для регистрации прав не используется" (экземпляр N1 хранится в межевом деле); списки координат межевых знаков.
Указанные документы после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет подлежат хранению в кадастровых делах соответствующих земельных участков.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от ... года земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м., имеет месторасположение относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: ... В сведениях о правах отсутствуют сведения о регистрации прав. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ... года.
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ... года N ... в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый номер 26:29:090714: ...
Согласно предоставленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю перечня N 10 ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 26:29:0907 ... по состоянию на ... года основанием для постановки земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... на кадастровый учет послужили план и список налогоплательщиков.
К указанному перечню приложен чертеж, выполненный от руки и не содержащий никаких сведений о межевании и координатах поворотных точек.
Согласно раздела 12 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8апреля 1996 года, чертеж границ земельного участка составляют в масштабе, равном или крупнее масштаба базовой кадастровой карты (плана), рекомендованном в таблице. Оригинал чертежа границ земельного участка составляют на плотной чертежной бумаге, лавсане или фотоплане. Чертеж границ земельного участка составляют по образцу, приведенному в Приложении3. Чертеж границ земельного участка составляется инженером - землеустроителем, выполнившим межевые работы, и утверждается председателем (заместителем председателя) комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Однако в нарушение указанной Инструкции чертеж не утвержден руководителем комитета по земельным ресурсам, а также не соответствует форме: отсутствуют сведения о геоданных, границы смежных землепользователей не описаны.
Из письма Межрайонной ИФНС N 10 по Ставропольскому краю от 14.02.2017года N 08-13/001930 следует, что сведений о владении земельным участком с кадастровым номером 26:29:090714: ... в инспекцию не предоставлялись, соответственно начислений земельного налога с физических лиц по указанному земельному участку инспекцией не производились.
Таким образом, перечень N 10 не мог явиться основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000 кв.м., поскольку представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Однако согласно письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Межмуниципального отдела по г. Ессентуки и Предгорному району от 7февраля 2017 года N ... землеустроительная документация на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ... в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства по Предгорному району, отсутствует.
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Межмуниципального отдела по г. Ессентуки и Предгорному району 13 сентября 2016 года N ... , следует, что в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства по Предгорному району, отсутствует землеустроительное дело о выделении в натуре земельных участков КФХ Степановой В.И.
Таким образом, допустимые доказательства, подтверждающие постановку земельного участка Степановой В.И. на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, в материалы дела не представлены.
В ходе рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению Степановой В.И. к Дамбергу А.Э. о признании кадастровой ошибки и устранении препятствий Степановой В.И. к исковому заявлению приложена копия землеустроительного дела по выделению в натуре земельных участков КФХ Степановой В.И. и других. Аналогичная копия такого же землеустроительного дела предоставлялась в дело также и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Межмуниципальным отделом по г. Ессентуки и Предгорному району. При этом следует отметить, что в указанных документах связь данного землеустроительного дела с земельным участком, поставленным на государственный кадастровый учет под номером 26:29:090714: ... , не указана. Однако в последующих двух письмах, указанных выше, Межмуниципальный отдел по г. Ессентуки и Предгорному району отрицает наличие в Государственном фонде данных землеустроительных документов на земельный участок с кадастровым номером 26:29:090714: ...
Учитывая, что в перечне N 10 от 13 ноября 2002 года отсутствуют сведения о землеустроительном деле как основании для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, судебная коллегия приходит к выводу, что данное землеустроительное дело не служило основанием для постановки земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в указанной копии землеустроительного дела имеется акт отвода в натуре земельного участка для организации КФХ Степановой В.И. от 26 августа 1998года, согласно которому установление границ землепользования КФХ Степановой В.И. выполнялось инструментально-мензуальным комплектом К.Н. Площадь участка подсчитывалась по разности координат поворотных точек окружных границ землепользования. К акту отвода земельного участка прилагается план землепользования. Установление границ проводилось на основании вышеуказанных постановления главы Предгорной районной государственной администрации N ... от ... года, свидетельства на право пользования землей, выписки из решения правления КАТП"Пятигорье" от ... года.
Однако в указанном акте отвода отсутствуют сведения о наличии решения о местоположении земельного участка, предоставляемого Степановой В.И. в счет выделяемой земельной доли. Приложенные к акту отвода ведомость координат никем не подписана и не удостоверена, план земельного участка в нарушение Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8апреля 1996 года, не утвержден руководителем комитета по земельным ресурсам, а также не соответствует установленной форме.
Таким образом, материалы данного землеустроительного дела также не могли служить основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, поскольку не соответствовали установленным требованиям.
Отсутствие необходимой землеустроительной документации при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:29:090714: ... подтверждается и содержанием вышеописанной кадастровой выписки о земельном участке от 14 апреля 2014года, согласно которой граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию.
Таким образом, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 16 ноября 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Пичугова В.Ю, Дамберга А.Э. к Степановой В.И. об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке отменить.
В отмененной части принять новое решение, которым исковые требования Пичугова В.Ю., Дамберга А.Э. к Степановой В.И. об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке удовлетворить.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:29:090714: ... площадью 25000кв.м.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя истца Пичугова В.Ю. по доверенности Саламаха В.И. удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.