Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Сенотрусовой И.В., Ющенко И.К.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2016 года по исковому заявлению Шипицына Е. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании неправомерными действий по невыплате денежной компенсации за найм жилого помещения в полном размере, возложении обязанности по совершению определенных действий, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителя ответчика, истца, его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шипицын Е.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 12 февраля 2016 года он был уволен с военной службы в запас и исключен из списков личного состава войсковой части 3775 без предоставления ему и членам его семьи (дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., сын - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГр.) жилого помещения.
Им заключен договор найма жилого помещения общей площадью 43 кв. м. с 13 февраля по 31 декабря 2016 года с ежемесячной платой за наем в сумме "данные изъяты". Сумма невыплаченной ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 13 февраля по октябрь 2016 года включительно составляет "данные изъяты". Исходя из норматива общей площади и стоимости 1 кв. м. максимальная сумма, полагающаяся ему к выплате ежемесячно, составила "данные изъяты".
24.03.2016 он обратился с заявлением в Пенсионный отдел УМВД России по Хабаровскому краю о выплате ему ежемесячно денежной компенсации за наем жилого помещения в размере "данные изъяты". 30.06.2016 ему на счет были перечислены денежные средства в сумме 20 110 рублей в качестве компенсации за наем жилого помещения за февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2016 года из расчета 3 600 рублей в месяц. За август, сентябрь и октябрь 2016 года ему в начале каждого месяца было перечислено по 3 600 рублей.
Полагает, что действия Пенсионного отдела, связанные с невыплатой ему денежной компенсации за наем жилого помещения в полном размере, нарушают его права, а также требования постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 909.
Шипицын Е.В. просил суд признать действия Пенсионного отдела УМВД России по Хабаровскому краю, связанные с невыплатой ему денежной компенсации за наем жилого помещения в полном размере неправомерными; взыскать с ответчика в его пользу "данные изъяты", обязать Пенсионный отдел УМВД России по Хабаровскому краю обеспечить ему выплату денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909.
Решением суда от 12.12.2016 постановлено:признать неправомерными действия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, связанные с невыплатой Шипицыну Е.В. денежной компенсации за наем жилого помещения в полном размере;
взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю в пользу Шипицына Е.В. денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере "данные изъяты";
обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю обеспечить Шипицыну Е.В. выплату денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 года N 909.
В апелляционной жалобе УМВД России по Хабаровскому краю просит отменить решение суда и отказать в иске, ссылаясь на то, что судом неправильно истолкованы нормы, регулирующие порядок получения денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, нарушены нормы материального и процессуального права, не верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд ошибочно применил положение п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как истец уволен по иному основанию - истечение срока военной службы по призыву или срока контракта. Полагает, что суду следовало руководствоваться ч. 13 ст. 15 "Право на жилище" Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающей право граждан, уволенных с военной службы, на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения. Суд не учел, что выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров. Суд не принял во внимание доводы представителей УМВД, о том, что в отношении истца решения о выплате в размерах, превышающих размеры, предусмотренные пунктом 2 (1) Постановления N 909 не принималось.
Письменные возражения на жалобу не поступили.
В апелляционной инстанции представитель УМВД России по Хабаровскому краю доводы и требования жалобы поддержала, Шипицын Е.В., его представитель с жалобой не согласились.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения, выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шипицын Е.В. проходил военную службу, уволен приказом КВ ВРК ВВ МВД России N от 14.07.2015 по подпункту "б" пункта 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпункту "б" пункта 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечении срока контракта), исключен из списков личного состава войсковой части 3775 12.02.2016 на основании приказа N от 12.02.2016.
Выслуга лет на день увольнения со службы Шипицына Е.В. составляет: в календарном исчислении 20 лет 09 месяцев 26 дней, в льготном исчислении 30 лет 03 месяца 10 дней.
27.04.2014 Шипицын Е.В. признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма на основании протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части 3775 с составом семьи 3 человека, в том числе Шипицын Е.В. и его дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
На момент увольнения Шипицын Е.В. жилым помещением обеспечен не был.
С 13.02.2016 Шипицын Е.В. состоит на учете в отделе пенсионного обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю, где ему назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД.
13.02.2016 между ФИО3, (Наймодатель) и Шипицыным Е.В. (Наниматель) был заключен договор найма жилого помещения, расположенного "адрес", принадлежащего ФИО3 на праве собственности сроком по 31.12.2016 с ежемесячной платой за наем "данные изъяты".
24.03.2016 истец обратился в ОПО УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения, расположенного по "адрес", исходя из размера компенсации по "данные изъяты" ежемесячно.
30.06.2016 ОПО УМВД России по Хабаровскому краю на счет истца были перечислены денежные средства в сумме 20 110 рублей в качестве компенсации за наем жилого помещения за февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2016 года из расчета 3 600 рублей в месяц.
Кроме того, за август, сентябрь и октябрь 2016 года ОПО УМВД России по Хабаровскому краю на счет истца перечислялись денежные средства по 3 600 рублей
Разрешая спор, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 года N 909, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пришел к выводу о том, что истец Шипицын Е.В. имеет право на возмещение расходов, понесенных за найм жилого помещения, поскольку он, состоя на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, был уволен со службы без предоставления жилого помещения, в связи с чем, за государством сохранилась обязанность по обеспечению его жилым помещением и компенсации расходов по его оплате.
Судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о компенсации указанных расходов, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства и установленных по делу обстоятельствах.
Как следует из материалов дела, Шипицын Е.В. и члены его семьи (дети) зарегистрированы в войсковой части по "адрес". Проживают в арендованной квартире в "адрес".
Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляющему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей (преамбула), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15).
Для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая, ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Эта мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые граждане, уволенные с военной службы и не обеспеченные жилыми помещениями, вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Положением о выплате денежной компенсации за найм (поднайм) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. В соответствии с пунктом 2 указанного Положения решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. Размеры компенсации установлены пунктом 2 (1)Постановления. Согласно данному пункту, денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 рублей; в других городах и районных центрах - 3 600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2 700 рублей.
При таком положении суд при постановке решения не учел, что решение о выплате принимается уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 06.02.1997 N 27-ФЗ (в редакции от 30.12.2015) "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации до 5 апреля 2016 входили в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в службу войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку Министр внутренних дел Российской Федерации решения в отношении граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы во внутренних войсках МВД России, а также в отношении граждан Российской Федерации, увольняемых в настоящее время с военной службы после перевода в войска нацгвардии, состоящих на пенсионном обеспечении МВД России, не принимал, то при постановке решения суд не учел, что в отношении истца решения о выплате в размерах, превышающих размеры, предусмотренные пунктом 2 (1) Постановления не принималось.
Так как взысканный судом размер компенсации стоимости найма жилого помещения превышает размеры, установленные пунктом 2(1) Постановления, а выплата в больших размерах может производиться с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба или уполномоченным им должностным лицом, то вывод суда о том, что установленный ответчиком ежемесячный размер для выплаты истцу компенсации в сумме 3 600 рублей определен неверно, так как такой размер компенсации не распространяется на лиц, имеющих воинское звание офицера, не может быть положен в основу решения суда, является противоречащим действующему законодательству.
В связи с этим суд не учел, что финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Принятие решения Министром обороны во исполнение абзаца пятого пункта 2 Постановления в отношении военнослужащих Минобороны о выплате денежной компенсации в размерах превышающих размеры, установленные пунктом 2(1) Постановления не может распространяться на решения Министра внутренних дел России или уполномоченного им лица по спорному вопросу.
Из Информации о применении во внутренних войсках МВД России постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2015 N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 909" следует, что возмещение расходов, превышающих предельные размеры компенсации, необходимо производить с разрешения. До принятия такого решения расходы следует производить в размерах, не превышающих установленные пунктом 2(1) постановление Правительства Российской Федерации N 909 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 989).
Поскольку материалы дела не содержат доказательства того, что органы внутренних дел вправе возмещать военнослужащим-гражданам расходы, за наем (поднаем) жилого помещения, размеры которых превышают размеры, установленные п. 2(1) Постановления, то вывод суда о взыскании с ответчика в пользу истца ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в требуемых истцом размерах не основан на действующих нормах права.
При таком положении права истца ничем не нарушены. Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 декабря 2016 года отменить, вынести новое решение:
"В удовлетворении исковых требований Шипицына Е. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании неправомерными действий по невыплате денежной компенсации за найм жилого помещения в полном размере, возложении обязанности по совершению определенных действий, взыскании денежных средств отказать."
Председательствующий Разуваева Т.А.
Судьи Сенотрусова И.В.
Ющенко И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.