Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего: Чемякиной И.А.,
судей: Мороз И.Г., Иском Е.П.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу администрации Нанайского муниципального района на определение Нанайского районного суда Хабаровского края от 16 января 2017 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Мороз И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вступившим в законную силу решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 31 июля 2015 года на администрацию Нанайского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 ноября 2015 года организовать на территории района обустройство полигонов для утилизации и переработки твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Администрация Нанайского муниципального района обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по принудительному исполнению указанного решения, мотивируя требование тем, что должником утрачена возможность исполнения решения суда в связи с внесением изменений в статью 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которыми полномочия по организации деятельности по собору и утилизации отходов переданы в ведение субъектов Российской Федерации.
Определением суда от 16 января 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
В частной жалобе администрация Нанайского муниципального района просит определение отменить, как незаконное, направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения заявления с участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Указывает, что в силу Федерального закона от 29.12.2014г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" функции организатора деятельности по обращению с отходами перешли с муниципального на региональный уровень.
На основании части 2 статьи 315 КАС РФ настоящая частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного письменного производства.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему
Отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд исходил из того, что изменение законодательства не свидетельствует об утрате возможности исполнения решения суда, поскольку органы местного самоуправления не освобождены от полномочий в области обращения с отходами, устройство объектов размещения отходов относится к совместному ведению органов местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент вынесения решения, указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закон "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона N 458-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Организация деятельности по собору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 в редакции Федерального закона от 29.12.2014г. N 458-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016г. N 477-пр утверждена Территориальная схема обращении с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края (далее - Территориальная схема)
В соответствии с подпунктом 5.1.10 пункта 5.1 раздела 5 Территориальной схемы в Нанайском районе отсутствует механизм утилизации и переработки отходов. Их размещение производится на несанкционированных местах размещения отходов по всему муниципальному району. На территории района имеется место временного хранения ТКО, расположенное на втором километре подъезда к районному центру с. Троицкое, на автодороге "Хабаровск - Лидога - Ванино". Площадь временного места хранения отходов в с. Троицкое составляет около 1,5 га.
Согласно подпункту 10 пункта 5.5 раздела 5 в Нанайском районе планируется ТКО со всего района свозить на две МПС около с. Троицкое (к 2020 г.) и с. Маяк (к 2021 г.). С МПС с. Маяк отходы вывозить на сортировочный комплекс с. Ильинка Хабаровского района, а с МПС с. Троицкое на сортировочный комплекс в г. Комсомольск-на-Амуре.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016г. N 477-пр утверждена Территориальная схема обращении с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края.
В соответствии с подпунктом 5.1.10 пункта 5.1 раздела 5 в Нанайском районе отсутствует механизм утилизации и переработки отходов. Их размещение производится на несанкционированных местах размещения отходов по всему муниципальному району. На территории района имеется место временного хранения ТКО, расположенное на втором километре подъезда к районному центру с. Троицкое, на автодороге "Хабаровск - Лидога - Ванино". Площадь временного места хранения отходов в с. Троицкое составляет около 1,5 га.
Согласно подпункту 10 пункта 5.5 раздела 5 в Нанайском районе планируется ТКО со всего района свозить на две МПС около с. Троицкое (к 2020 г.) и с. Маяк (к 2021 г.). С МПС с. Маяк отходы вывозить на сортировочный комплекс с. Ильинка Хабаровского района, а с МПС с. Троицкое на сортировочный комплекс в г. Комсомольск-на-Амуре.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2011г. N 353-пр (в редакции от 30.12.2016г. N 525-пр) утверждена государственная программа "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", в состав которой входит подпрограмма "Обращение с твердыми коммунальными отходами", соисполнителями которой являются, в том числе администрации муниципальных районов (по согласованию).
Согласно указанной программе строительство новых полигонов ТБО в Хабаровском крае, соисполнителями финансирования которого являются, министерство ЖКХ Хабаровского края и администрации муниципальных районов края по согласованию, предусмотрено в 2014 - 2020 годах.
Из указанного нормативного акта следует, что в Нанайском муниципальном районе получен акт выбора земель и составлен акт натурного обследования под объект "Межпоселенческий полигон для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов", направлены предложения в изыскательские организации для рассмотрения возможности проведения работ по получению гидрогеологической записки и ее стоимости.
Проанализировав указанные обстоятельства, применив к ним надлежащие нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что изменение законодательства не освободило органы местного самоуправления муниципальных районов от полномочий в области обращения с отходами, возможность исполнения решения суда должником не утрачена.
Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления, осуществление которого должно носить законный характер (статья 15, часть 2), решение вопросов местного значения (статья 130, часть 1), исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Нанайского районного суда Хабаровского края от 16 января 2017 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства оставить без изменения, частную жалобу администрации Нанайского муниципального района без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: И.Г. Мороз
Е.П. Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.