Заместитель председателя Верховного Суда Республики Дагестан Сулейманов С.М., рассмотрев поданную в порядке ст.ст.30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) жалобу А. на постановление мирового судьи судебного участка N 20 г.Буйнакска Республики Дагестан от 8 июля 2016 года и решение судьи Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 6 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ в отношении заведующего отделом ЗАГС Буйнакского района Республики Дагестан А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 20 г.Буйнакска Республики Дагестан от 8 июля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 6 октября 2016 года, заведующий отделом ЗАГС Буйнакского района Республики Дагестан А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации А. выражает несогласие с судебными актами, считая их незаконными, просит отменить постановления, вынесенные в отношении ее по настоящему делу, производство по делу прекратить.
В соответствии со ст.5.59 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ) письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В силу п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст.10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки поступившего прокурору г.Буйнакск обращения и.о. директора филиала государственного автономного учреждения Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан" по Буйнакскому району (далее - филиал МФЦ по Буйнакскому району) Р. о нарушении порядка рассмотрения обращения гражданки Н. о выдачи повторного свидетельства о рождении Д., "дата" года рождения, установлено, что А., являясь должностным лицом - руководителем отдела ЗАГС по Буйнакскому району, уполномоченным на рассмотрение обращения граждан, связанных с порядком государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния в нарушение требований п.п. 1, 4 ч.1 ст.10, ч.1 ст.12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, надлежащим образом указанное обращение не рассмотрело, вернув документы без оказания государственной услуги.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором г.Буйнакск производства по делу об административном правонарушении и направлении административного материала в отношении заведующего отдела ЗАГС по Буйнакскому району - А. на рассмотрение мировому судье.
Факт совершения А. административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; письмом и.о. директора филиала МФЦ по Буйнакскому району Р.; заявлением с приложенными документами гражданки Н.; письменными объяснениями А., и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии в деянии руководителя отдела ЗАГС по Буйнакскому району А., не исполнившей надлежащим образом свои служебные обязанности, объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, являются правильными.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о неправомерности выдачи заявительнице повторного свидетельства о рождении в отделе ЗАГС по Буйнакскому району и отказе в принятии заявления у курьера МФЦ, учитывая, что местом рождения Д. является "адрес" Кизлярского района, что в соответствии со ст.15 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" указывает на обращение в отдел ЗАГС по Кизлярскому району, несостоятелен.
В силу ч.1 ст.8 Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Из ч.2 указанной статьи следует, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно ч.3 ст.8 Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч.4 ст.11 настоящего Закона.
Таким образом, решение о том, входит предмет обжалования или нет в компетенцию данного органа, принимается после принятия и регистрации жалобы. Кроме этого, тот факт, что рассмотрение подобной жалобы не входит в компетенцию данного органа, не может являться основанием для отказа в принятии и регистрации жалобы. В этом случае орган местного самоуправления обязан направить жалобу гражданина в течение семи дней со дня ее регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в ней вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации жалобы.
Указание в жалобе А. о том, что судьями ошибочно трактованы обстоятельства по данному делу и под обращениями, согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, следует понимать направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, между тем Н. обратилась с заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (п. 3 ст. 4), не основан на законе.
Согласно анализу приведенной нормы следует, что обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение (п.1 ст.4), включает в содержание понятия "заявление" просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод (п.3 ст.4).
Таким образом, действия А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Административное наказание назначено А. в пределах санкции ст.5.59 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п.п.2-4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.30.13 и ст.30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 20 г.Буйнакска Республики Дагестан от 8 июля 2016 года и решение судьи Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 6 октября 2016 года, вынесенные в отношении заведующего отделом ЗАГС Буйнакского района Республики Дагестан А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Дагестан С.М.Сулейманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.