Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Галимовой З.М.,
с участием ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
рассмотрев жалобу защитника ФИО2., поданную в интересах ФИО3. на основании доверенности от 27 декабря 2016 года, на решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2016 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугмановой Г.Ф. N ... от 16 февраля 2016 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения ... ФИО4 оставлено без изменения, ее жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Нугмановой Г.Ф. N ... от 08 февраля 2016 года в отношении главы сельского поселения ... (далее - сельское поселение) ФИО5. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований статей 8, 9, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходax производства и потребления", частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (л.д.20-24).
За выявленные нарушения постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - должностное лицо территориального комитета Минэкологии РБ) Нугмановой Г.Ф. N ... от 16 февраля 2016 года глава сельского поселения ФИО6. привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 11000 рублей (л.д.9-13).
Судьей Баймакского районного суда Республики Башкортостан по жалобе ФИО7. вынесено выше приведенное решение от 16 ноября 2016 года (л.д.123-129).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО8. предлагает отменить постановление должностного лица N ... от 16 февраля 2016 года о назначении наказания, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2016 года, производство по делу прекратить за отсутствием состава либо малозначительностью правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО9., поддержавшую доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с 20 января 2016 года Сибайским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в соответствии с планом проведения проверок на 2016 год проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации сельского поселения ... по адресу: ... на предмет соблюдения природоохранного законодательства.
По результатам проверки главе сельского поселения ФИО10. вменены нарушения: отсутствует ответственное лицо за соблюдение требований в области охраны окружающей среды и проведением экологического производственного контроля, отсутствует свидетельство о повышении квалификации должностного лица, допущенного к обращению с отходами 1-4 классов опасности по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами 1-4 класса опасности" (1); не ведется журнал учета движения отходов (2); отсутствуют паспорта, подтверждающие класс опасности отходов производства и потребления (3); отсутствует проект нормативов и лимитов размещения отходов (4); не получено разрешение на размещение отходов производства и потребления (5); не организованы места сбора от населения отходов от жилищ несортированный (6); не организованна регулярная очистка территории населенного пункта (7); не предоставлена информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировки и размещении отходов производства и потребления за 2015 год, сведения об использовании воды за 2015 год (8); не предоставлены данные для формирования Порядка ведения республиканского кадастра отходов и потребления за 2014 год (9).
По результатам проверки составлен акт проверки N ... от 16 февраля 2016 года (л.д.25-29).
Указанные обстоятельства явились основанием привлечения должностным лицом территориального комитета Минэкологии РБ главы сельского поселения ФИО11. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Судья районного суда согласился с законностью и обоснованностью постановления должностного лица территориального комитета Минэкологии РБ о назначении наказания в отношении ФИО12.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, размещение (хранение и захоронение).
Положениями Федерального закона N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Администрация сельского поселения ... относится к субъекту, в процессе деятельности которого образуются отходы и не является субъектом деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления, в связи с чем с виновностью ФИО13. в ряде вмененных нарушений согласиться нельзя.
Вывод о виновности ФИО14. в нарушениях 3,4 основан на материалах дела и законе.
В силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, должны быть разработаны паспорта на отходы I - IV класса опасности.
В процессе уставной деятельности администрации сельского поселения образуются, и это не оспаривается, отходы: электрические лампы накаливания и ртутьсодержащие люминисцентные лампы, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, списанная оргтехника (2 компьютера и монитор), на которые отсутствовали паспорта, подтверждающие класс опасности отходов производства и потребления (нарушение 3).
Положениями части 4 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, возложена обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, которая администраций сельского поселения не выполнена, в связи с чем виновность в нарушении 4 подтверждена материалами дела.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Юридическая оценка действиям ФИО15. за указанные нарушения 3,4 по статье 8.2 КоАП РФ дана правильная, наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, оснований для его снижения не имеется. Отсутствуют также основания для признания правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, с виновностью ФИО16. в иных вмененных нарушениях (1, 2, 5, 6, 7, 8, 9) согласиться нельзя, они подлежат исключению, что не влияет на правовую оценку действий лица и назначенное наказание.
В ходе обследования территории с. ... были выявлены нарушения требований санитарных правил, выразившиеся в том, что на указанной территории не была организована рациональная система сбора твердых бытовых отходов от населения и их удаление, выявлены несанкционированные свалки, отсутствовали сборники для твердых бытовых отходов, не оборудованы специальные площадки для их установки, отходы размещались непосредственно на почве (нарушения 6,7).
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями может закрепляться данный вопрос.
Должностное лицо территориального комитета Минэкологии РБ ссылается на пункт 18 Устава администрация сельского поселения об осуществлении организации в границах сельского поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, однако в подтверждение данного вывода Устав не приложен к делу. Какие - либо доказательства, подтверждающие обязанность участия сельского поселения в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отсутствуют.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация сельского поселения осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором, в том числе - деятельность по сбору, размещению отходов (хранение и захоронение отходов).
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
В связи с тем, что администрация сельского поселения не является субъектом, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, на сельское поселение и его главу не может быть возложена ответственность за нарушения статей 8 (нарушения 6,7), 11 (нарушение 8), 15 (нарушение 1), 19 (нарушения 2, 5), статьи 20 Федерального закона N89-ФЗ (нарушение 9). Доказательства в подтверждение виновности ФИО17. в эксплуатации администрацией сельского поселения несанкционированной свалки в с. ... на землях сельскохозяйственного значения, как объекта размещения отходов (хранения и захоронения) отсутствуют, субъектом размещения отходов администрация сельского поселения не является, данный вид деятельности не осуществляет, в связи с чем вменение ФИО18. отсутствие правоустанавливающих документов на пользование земельным участком для размещения сельской свалки, неполучение разрешения на размещение отходов, является необоснованным.
Указанным обстоятельствам не дана надлежащая оценка судьей районного суда.
Процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдена, основания для отмены состоявшихся по делу актов отсутствуют.
Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении наказания вынесены с участием ФИО19.
Жалоба судьей районного суда рассмотрена при участии ФИО20., защитника ФИО21.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы сельского поселения ... ФИО22 изменить в части, исключить нарушения 1,2,5,6,7,8,9 в остальном - оставить без изменения, жалобу удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Зайдуллин А.Г.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.