Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Мартыновой Н.Н.,
Хакимова А.Р.
при секретаре Киселевой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан об оспаривании отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Хакимова А.Р., выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителя Администрации МР Ишимбайский район РБ ФИО5 и представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указано, что она является вдовой участника Великой отечественной войны ФИО1, инвалидом второй группы, Ветераном труда. Проживает в жилом доме, расположенном по адресу: адрес, 1939 года постройки. Поскольку отопление в доме печное, газопровод, водопровод, канализация отсутствуют, она, как инвалид, не в состоянии заниматься заготовкой дров, носить воду из колонки, топить баню, в связи с чем обратилась в администрацию муниципального района Ишимбайский район РБ с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрацией муниципального района Ишимбайский район РБ принято решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку межведомственной комиссией дом признан пригодным для проживания.
Полагая, что решение администрации основано на ошибочном заключении межведомственной комиссии, она просила признать решение органа местного самоуправления незаконным и обязать администрацию признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года исковые требования ФИО1 удовлетворены, признан незаконным отказ администрации района в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и на администрацию муниципального района Ишимбайский район РБ возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда в части и обязать ответчика поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 08.03.2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15.09.2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из положений частей 3 и 5 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенной производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 1 - 3 и 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 13-15).
Решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения администрацией МР Ишимбайский район РБ не принималось, договор социального найма жилого помещения между ними не заключался, то есть права на определенное жилое помещение у ФИО1 не возникало. ФИО1 оспаривалось решение администрации МР Ишимбайский район РБ, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Требований искового характера, связанных с правом на определенное жилое помещение, ФИО1 не заявлялось.
Между тем, суд рассмотрел иск ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления в порядке гражданского судопроизводства.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения; б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, судьей неправильно определен вид судопроизводства, в порядке которого заявление ФИО1 подлежит рассмотрению и разрешению судом, поскольку с учетом приведенных норм права, подача искового заявления и его рассмотрение судом по существу должно осуществляться по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Данные выводы судебной коллегии полностью согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от дата N ...
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса, в соответствии с которым судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснил, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права, а производство по делу - прекращению, поскольку настоящее дело не могло быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия также считает необходимым разъяснить, что истец не лишена возможности предъявления аналогичных требований, но в ином судебном порядке путем подачи соответствующего административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 134, 220, 327, 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 08 декабря 2016 года отменить.
Производство по делу по иску ФИО1 к администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан об оспаривании отказа органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.