Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Мухаметовой Н.М., Якуповой Н.Н.
при секретаре Медведевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Салават РБ на решение Салаватского городского суда РБ от 12 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Салават обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г. Салават РБ предоставить Газизовой К.Р. как сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, обосновывая его тем, что Газизова К.Р. ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет, включена в список детей сирот на внеочередное предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Однако жилым помещением не обеспечена.
Решением Салаватского городского суда РБ от 12 декабря 2016 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация г. Салават РБ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку республиканское законодательство не предусматривает внеочередное предоставление гражданам этой категории жилого помещения во внеочередном порядке, а лишь в соответствии со списком. Предоставление Газизовой К.Р. во внеочередном порядке жилого помещения нарушает права других детей сирот, у которых это право возникло ранее. Кроме того, предоставление Газизовой К.Р. во внеочередном порядке жилого помещения невозможно в связи с отсутствием должного финансирования.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы Г.М.В.., поддержавшую доводы жалобы, а также выслушав прокурора Кулясову Р.Я. о законности вынесенного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания, в том числе, образовательных организациях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан, в связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения указанным лицам необоснован.Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Газизова К.Р. ... г.р. относится к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет, включена в список детей сирот на внеочередное предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Однако жилым помещением не обеспечена.
В соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сведения о правах Газизовой К.Р. на объекты недвижимости отсутствуют.
Удовлетворяя требования, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что поскольку Газизова К.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на администрацию г. Салава РБ.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации г. Салават РБ.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда РБ от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Салават РБ без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Н.М. Мухаметова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.