Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Смирновой О.В.,
судей Александровой Н.А. и Пономаревой Л.Х.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан об оспаривании постановления главы администрации
по апелляционной жалобе Шмотиной Г.И. на решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шмотина Г.И. обратилась в суд с указанным административным иском к администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является членом некоммерческого объединения садово-огороднического товарищества " ... ", расположенного на территории Бакалинского района, с 1995 года, ... Имеется кадастровый паспорт земельного участка кадастровый номер ... , разрешенное использование: для садоводства и огородничества.
В 2015 году Шмотина Г.И. обратилась к ответчику с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность, в которой последовал отказ.
Вступившим в законную силу судебным постановлением в удовлетворении ее исковых требований отказано ввиду того, что постановлением главы администрации района N932 от 17 июля 2014 года земельные участки, расположенные в садово-огородническом товариществе " ... , зарезервированы для муниципальных нужд. Указанные ограничения зарегистрированы в ЕГРП 21 августа 2014 года.
При таких обстоятельствах в целях устранения препятствий в реализации законных интересов на право приватизации земельного участка ею избран данный способ защиты.
Просит признать незаконным нормативный акт - постановление главы администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан от 17 июня 2014 года N932 (далее- Постановление) и отменить его; считать данный акт недействующим полностью с даты его принятия.
Решением Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации муниципального района Бакалинский район об оспаривании постановления главы администрации отказано.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав пояснения Шмотиной Г.И., представителя Шмотиной Г.И. - Курбанова И.И., поддержавших доводы жалобы, представителя Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан - Валиуллиной Л.Р., считавшей решение суда законным и обоснованным, приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными табличными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Судом установлено, что постановлением главы Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан от 17 июля 2014 года N 932 утверждена схема размещения зарезервированных земельных участков в границах с.Бакалы муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан для муниципальных нужд.
Данное постановление главы Администрации от 17 июля 2014 года N 932 опубликовано в газете "Бакалинские зори" от 31 июля 2014 года N 88.
На основании Постановления проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права на земельные участки от 21августа 2014 года.
Из схемы размещения зарезервированных земельных участков, утвержденной указанным Постановлением, следует, что территория Садово-огороднического товарищества " ... зарезервирована для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Так, упомянутые в 11 статье Земельного Кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления по изъятию земель для муниципальных нужд реализуются представительным органом муниципального образования через принятие соответствующего нормативного решения местной администрацией, которая в соответствии с сформировавшейся нормативно-правовой базой принимает соответствующее управленческое решение.
Муниципальный акт представительного органа определяет основания и порядок изъятия земельных участков и установления публичных сервитутов для муниципальных нужд на территории муниципального образования, а муниципальная администрация принимает в соответствии с ним конкретное управленческое решение.
Согласно части 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. В соответствии с частью 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель определяется Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее- Положение).
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничение прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Целью резервирования земельных участков для муниципальных нужд является размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, что не противоречит требованиям статьи 49 Земельного Кодекса Российской Федерации.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно пункта 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленной статьёй 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании вышеизложенного, проанализировав представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку оспариваемый акт принят главой администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан в пределах имеющейся у него компетенции, на основании и во исполнение действующих нормативно- правовых актов и с учетом Генерального плана сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ, утвержденного решением Совета муниципального района Бакалинский район РБ от 10 июля 2013 года N 149, Правил землепользования и застройки сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ, утвержденных решением Совета муниципального района Бакалинский район РБ от 10 февраля 2014 года N 182.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на фактических обстоятельствах, правильно установленных судом, и нормах материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие документов территориального планирования признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что решение "Об утверждении проекта Генплана сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан с инженерными изысканиями и внесением изменений в генплан с.Бакалы" от 10 июля 2013 года N 149, а также Генеральный план сельского поселения Бакалинский сельсовет МР Бакалинский район РБ, утвержденный решением Совета муниципального района Бакалинский район РБ от 10 июля 2013 года N 149, представлены в материалы дела и исследованы судом первой инстанции.
Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что Постановление опубликовано на страницах районной газеты "Бакалинские зори" 31 июля 2014 года.
Таким образом, оспариваемый акт доведен до сведения неопределенного круга лиц и после его официального опубликования никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд, у административного истца не имелось. Обратившись в суд 21 ноября 2016 года, то есть по истечении более двух лет после опубликования Постановления, административный истец пропустила без уважительных причин 3-х месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении ее требования.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции и ставящие под сомнение принятое судом решение, и не могут являться основанием для отмены постановленного решения, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Смирнова О.В.
Судьи Александрова Н.А.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья Исмагилова Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.