Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна, рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2017 г. в г.Ижевске в помещении суда жалобу на постановление судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее по тексту ООО " "данные изъяты"") за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок "данные изъяты" суток
установил:
постановлением судьи Увинского районного суда ООО " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических требований к организации технологических процессов.
В жалобе защитник юридического лица Б.М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просит постановление судьи отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и прекратить производство по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения защитника ООО " "данные изъяты"" Б.М.В., настаивавшей на удовлетворении требований жалобы, пояснения представителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Ш.С.Н., О.М.А., пояснения эксперта К.М.И., прихожу к выводу об изменении постановления районного суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарные правила и гигиенические нормативы - это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности и являющиеся обязательными для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.
Объективная сторона выражается в действии, заключающемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в бездействии - невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Субъективная сторона характеризуется в иной в форме умысла либо неосторожности.
Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 25 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Пункты 6.1, 6.9 СанПиН 2.2.3.1385-03. 2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы предусматривают, что системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в производственных и вспомогательных помещениях проектируются, производятся, устанавливаются и эксплуатируются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов; все вентиляционные установки как вновь смонтированные, так и вводимые в эксплуатацию после реконструкции или капитального ремонта испытываются с целью определения их эффективности.
Кроме того, пункты 6.10, 6.11, 28.37, 31.8 СанПиН 2.2.3.1385-03. 2.2.3. предписывают, что вентиляционные установки оборудуются приспособлениями для контроля и измерения скорости, температуры и других параметров воздуха в воздуховодах, регулирования объемов воздуха; контроль работы вентиляционных систем и пылеочистного оборудования проводится регулярно, в соответствии с требованиями действующей нормативной документации; над формовочной машиной, прессами для горячего прессования, загрузочной и разгрузочной этажерками оборудуются системы вытяжной вентиляции с панелями равномерного всасывания; местную вытяжную вентиляцию следует предусматривать в местах выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны и в помещение цеха; параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
В соответствии с пунктом 2.8 СП 2.2.2.1327-03. 2.2.2. Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. Санитарно-эпидемиологические правила параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
Пункт 2.13. СП 2.2.2.1327-03 устанавливает, что рабочие и служащие, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.10. СП 2.2.2.1327-03 контроль содержания в воздухе рабочих зон химических веществ остронаправленного действия должен быть автоматическим, соответствовать требованиям действующих нормативных документов по контролю содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
В соответствии с пунктом 2.12. СП 2.2.2.1327-03 работа без предусмотренных спецодежды и СИЗ не допускается. Руководством организаций должно быть организовано правильное хранение, использование, чистка, стирка и другие виды профилактической обработки специальной одежды и других СИЗ, на которые оформлены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке.
Пунктом 19 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" установлено, что периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
ООО " "данные изъяты"" зарегистрировано в реестре канцерогенноопасных организаций и имеет соответствующий паспорт, в котором определены структурные участки, в том числе участок по производству гнутоклееных деталей, на котором осуществляется работа с канцерогенноопасными веществами: формальдегид, древесная пыль.
ООО " "данные изъяты"" осуществляет деятельность по производству деталей плоскоклееных и гнутоклееных гибкого основания для мебели в помещении 8, принадлежащем КФХ Ш.С.А., по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ Согласно пункту 5.2.1 договора арендатор имеет право устанавливать технологическое оборудование и инженерные сети, необходимые для использования имущества по назначению.
ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в поселке Ува ДД.ММ.ГГГГ с 9 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ с 10 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин., ДД.ММ.ГГГГ с 13 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО " "данные изъяты"", находящегося по адресу: "адрес", обнаружило нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов в производственных помещениях, расположенных по адресу: "адрес" от производственного помещения гаража ООО " "данные изъяты"" (д. "адрес", "адрес"), а именно:
- монтаж вентиляционной системы на участке по изготовлению гнуто-клееных деталей выполнен с нарушением требований проектной документации и не позволяет обеспечивать на рабочих местах содержание вредных веществ, соответствующих гигиеническим нормативам; имеющаяся вентиляционная система не паспортизирована, соответственно, невозможно определить ее назначение, не испытывается с целью определения ее эффективности, не оборудована приспособлениями для контроля и измерения скорости, температуры и других параметров воздуха в воздуховодах, регулирования объемов воздуха, места выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны и в помещение цеха не оборудованы местными системами вентиляции;
- на участке гнутоклееных деталей, вальцы N1, выход шпона, рабочее место сборщика максимально разовые концентрации формальдегида в воздухе рабочей зоны в среднем составляют 0,52+/-0,13 мг/м3, что превышает гигиенический норматив 0,5 мг/м3; содержание формальдегида, аммиака, метанола на участке гнуто-клееных деталей на рабочих местах превышает гигиенические нормативы;
-уровень шума, в нарушение СН 2.2.4/2.1.8.562-96, на участке гнуто-клееных деталей, фрезерный станок, рабочее место станочник деревообрабатывающего станка превышает предельно-допустимый: шум по спектру широкополосный, по временным характеристикам - постоянный, измеренный эквивалентный уровень звука составляет 91,7+/-1,5 дБА, что превышает допустимое значение - 80 дБА, для постоянного во времени шума замерены уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500 Гц - измеренное значение - 82,5+/-1,5дБА, что не соответствует допустимому значению - 78дБА, 1000 Гц - измеренное значение - 86,5+/-1,5 дБА, что не соответствует допустимому значению - 75 дБА, 2000 Гц - измеренное значение - 88,8+/-1,5 дБА, что не соответствует допустимому значению - 73 дБА, 4000 Гц - измеренное значение - 82+/-1,5 дБА, что не соответствует допустимому значению - 71 дБА, что подтверждается протоколом измерения уровня шума N2/Ш от 8 февраля 2017 г., экспертным заключением N26/6 от 15 февраля 2017 г филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" в п.Ува;
- не организовано прохождение периодического медицинского осмотра работающих во вредных и опасных условиях труда, не представлены заключительные акты о прохождении периодического медосмотра за 2015 год, в 2016 году периодический медицинский осмотр прошли 57 человек, согласно представленным сведениям среднесписочный состав работающих на предприятии ООО " "данные изъяты"" - 350 человек, список контингента, подлежащего периодическому медицинскому осмотру ООО " "данные изъяты"", разработанный и утвержденный работодателем в 10-дневный срок не представляется в ТО Управления Роспотребнадзора по УР в "адрес";
-на участке по производству гнуто-клееных деталей отсутствует автоматический контроль за содержанием в воздухе рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия, что препятствует своевременному выявлению вредных химических веществ, которые могут привести к острым отравлениям химическими веществами (формальдегид, аммиак, метанол);
-рабочие участка по производству гнуто-клееных деталей работают без спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ N ( л.д.115-120), протоколом измерения уровня шума Центральной химической лаборатории ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N Ш (л.д.121), протоколами измерения параметров газовоздушной среды от ДД.ММ.ГГГГ N-ПВ-17, N-ПВ-17 (л.д.122, 123), протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.27), протоколом измерения уровня шума от ДД.ММ.ГГГГ N/ш (л.д.29-30), экспертными заключениями от ДД.ММ.ГГГГ N, N (л.д.31-34), протоколами количественного химического анализа воздуха рабочей зоны от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ-16, от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ-16, от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ-16 (л.д.35-37), санитарно-гигиеническим паспортом канцерогенно опасной организации, списками сотрудников ООО " "данные изъяты"", подлежащих медицинскому осмотру, объяснениями специалиста К.М.И., данными в ходе судебного заседания, фотоснимками.
Вместе с тем, считаю обоснованным вывод судьи районного суда об исключении из перечня вмененных ООО " "данные изъяты"" нарушений нарушение, связанное с допуском к работе рабочих без спецодежды и средств индивидуальной защиты, поскольку достаточными доказательствами указанное нарушение не подтверждено. Из представленных фотографий не следует однозначный вывод о том, что рабочие участка по производству гнуто-клееных деталей работают без спецодежды и средств индивидуальной защиты.
ООО " "данные изъяты"" осуществляет деятельность, в том числе по производству шпона, фанеры, деревянных плит и панелей, распиловке и строганию древесины, предоставлению услуг по пропитке древесины, производству деревянной тары, что видно из копии Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" и устава юридического лица (л.д. 16, 22-26).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-6).
Оценив представленные доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, и установив все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, судья правильно признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Доказательств того, что ООО " "данные изъяты"" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не установлено.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования судьи районного суда и обоснованно отклонены, поскольку не опровергают наличие в действиях ООО " "данные изъяты"" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Доказательства, положенные судьей нижестоящей инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Санкция статьи 6.3 КоАП РФ влечет наказание для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицам.
В силу п. 23.3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (часть 3 статьи 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.
Протоколом, составленным главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в поселке Ува, Ш.Е.В., запрещена деятельность ООО " "данные изъяты"" по производству деталей плоскоклееных и гнутоклееных гибкого основания для мебели. Временем фактического прекращения деятельности предприятия является 8 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10).
Постановлением судьи ООО " "данные изъяты"" назначено наказание в виде максимального административного приостановления деятельности на срок 90 суток, при этом вывод судьи о назначении максимального размера данного вида наказания должным образом не мотивирован.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, в каждом конкретном случае индивидуализировать наказание.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В нарушение части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу, судья не учел имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При таких обстоятельствах назначенное ООО " "данные изъяты"" административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок "данные изъяты" суток, в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.3 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности.
Усматривая по делу отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, между тем, прихожу к выводу о том, что цель административного наказания может быть достигнута при назначении административного приостановления деятельности на срок, менее установленного судьей районного суда, в связи с чем, постановление судьи подлежит изменению в части, размер назначенного ООО " "данные изъяты"" административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит снижению до сорока пяти суток.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" административного наказания в виде административного приостановления деятельности по производству деталей плоскоклееных и гнутоклееных гибкого основания для мебели на участке по изготовлению гнутоклееных деталей ООО " "данные изъяты"" по адресу: "адрес" от производственного помещения гаража ООО " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес", до "данные изъяты" суток.
В остальной части постановление судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Г.Р. Багаутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.