Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Смирновой Т.В.,
судей Глуховой И.Л., Петровой Л.С.,
при секретаре Варушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 10 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Камбарское" на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2016 года, которым
исковые требования ШВА к Муниципальному образованию "Камбарское" в лице администрации Муниципального образования "Камбарское" о взыскании убытков, судебных расходов удовлетворены частично.
Взысканы с Муниципального образования "Камбарское" в лице администрации Муниципального образования "Камбарское" в пользу ШВА:
сумма причиненных убытков в размере "данные изъяты" рублей;
судебные расходы: по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" рублей; по оплате услуг оценки в размере "данные изъяты" рублей; по оплате услуг представителя за составление искового заявления в размере "данные изъяты" рублей и по оплате услуг представителя за представление интересов истца в суде в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ШВА обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию "Камбарский район" в лице администрации Муниципального образования "Камбарский район" (далее - Администрация МО "Камбарский район") и Муниципальному образованию "Камбарское" в лице администрации Муниципального образования "Камбарское" (далее - Администрация МО "Камбарское") о взыскании убытков. В обоснование указала, что является собственником земельного участка по адресу: "адрес" и расположенного на нём жилого дома с надворными постройками. В рамках реализации Федеральной программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" на территории Камбарского района УР было предусмотрено строительство ряда объектов социальной инфраструктуры, в том числе, бани на 40 мест с прачечной на 200 кг в г.Камбарке. Войсковой частью N, выступающей от лица заказчика, было произведена строительство данного объекта - бани. При этом проект строительства предусматривал снос принадлежащего истице жилого дома как находящегося в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) указанного объекта. однако ее дом снесен не был. Несмотря на это объект (баня) принят в эксплуатацию и находится в собственности МО "Камбарское". При этом её дом продолжает находиться в СЗЗ, хотя проект строительства бани предусматривал его снос и отселение граждан проживающих в СЗЗ. Из содержания проектно-сметной документации следует, что фактически произошло изъятие земельного участка, который находится в СЗЗ,для муниципальных нужд, что подтверждено решением "данные изъяты" районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в установленном законом порядке выкуп жилого помещения не произведён, муниципалитетом решение об изъятии принадлежащего ей недвижимого имущества и выплате его выкупной цены не принято. Бездействие ответчиков влечёт за собой причинение ей убытков, поскольку проживать в указанном жилом доме, в связи с нахождением его в СЗЗ, она не может. В соответствии с Отчетом N рыночная стоимость принадлежащего ей имущества составляет "данные изъяты" руб., из которых стоимость жилого дома - "данные изъяты" рублей, земельного участка - "данные изъяты" рублей. Полагая свои права нарушенными, истица просила взыскать с ответчиков в свою пользу убытки в сумме "данные изъяты" руб.
Определением суда от 11.11.2016г. в связи с отказом истца от иска в части требований к Администрации МО "Камбарский район" о взыскании убытков, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании ШВА данные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрация МО "Камбарское", извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Полагает, что истцом не доказан факт причинения убытков и их размер. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, выразившееся в том, что при разрешении вопроса о наличии оснований для материальной ответственности ответчика в суде не было выяснено наличие (отсутствие) в его действиях (бездействии) признаков вины, повлекших имущественный вред истцу, поскольку земельный участок истца был изъят не им, а Администрацией Камбарского района. Считает, что суд неверно применил положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, поскольку городская баня и прачечная не являются промышленным, производственным объектом. Приводит доводы о необходимости исследования его материального положения при разрешении вопроса о возмещении ущерба.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации декларировано, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п.п.1, 5 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентируется нормами главы VII.1 Земельного Кодекса РФ.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в частности с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 1 ст. 49 ЗК РФ).
Согласно ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка (п. 1).
Убытки возмещаются:
1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;
2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи (п. 2).
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (п. 3).
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 4).
В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ. и в соответствии с техническим паспортом на индивидуальный жилой дом по "адрес" ШВА на праве собственности принадлежит жилой дом снадворными постройками, расположенный по адресу: "адрес"
Право собственности истца на земельный участок по указанному адресу подтверждено свидетельством о государственной регистрации права "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ
ШВА, ссылаясь на факт нахождения принадлежащего ей земельного участка и расположенного на нём жилого дома в границах санитарно-защитной зоны, невозможность в связи с этим проживания в доме и использования участка, обратилась в суд с настоящим иском о взыскании с администрации МО "Камбарское" убытков в виде рыночной стоимости указанного имущества.
Разрешая данные требования, суд первой инстанции учёл следующие юридически значимые обстоятельства дела.
Решением "данные изъяты" районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., были оставлены без удовлетворения исковые требования ШВА к Администрации Камбарского района Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения и взыскании компенсации морального вреда.
Данным судебным постановлением установлено, что Постановлением Администрации Камбарского района Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным на основании заявления войсковой части N, согласно перечню объектов социальной инфраструктуры в интересах развития Камбарского района Удмуртской Республики за счет инвестиций федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (утв. Президентом Удмуртской Республики от 29.01.2004г.), утвержден проект границ земельного участка, расположенного на землях поселений в "адрес", общей площадью "данные изъяты" га, находящийся в государственной собственности, не обремененный зарегистрированными правами и ограничениями на землю, с разрешенным использованием "строительство и последующая эксплуатация здания и сооружений бани и прачечной" для размещения бани на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг. белья в г.Камбарка.
Постановлением Администрации Камбарского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. внесено изменение в вышеуказанное Постановление - площадь земельного участка заменена с " "данные изъяты" га" на " "данные изъяты" га".
Постановлением Администрации Камбарского района УР от ДД.ММ.ГГГГ. N войсковой части N предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель поселений, находящийся по адресу: "адрес", для строительства и последующей эксплуатации объекта: баня на 48 мест с прачечной самообслуживания в границах согласно карте (плану) участка, прилагаемой к Постановлению, общей площадью "данные изъяты" га.
ДД.ММ.ГГГГ. главному инженеру ОАО " "данные изъяты"" Администрацией Камбарского района УР письмом за N предоставлены сведения о регистрации граждан, проживающих в районе санитарно-защитной зоны объекта строительства - бани на 48 мест с прачечной самообслуживания, в числе которых указана 1 семья (2 человека) по "адрес".
В соответствии с Заключением архитектора Камбарского района по материалам предварительного согласования земельного участка под строительство бани на 48 мест в г.Камбарка от ДД.ММ.ГГГГ. - место размещения бани соответствует утвержденному Генеральному плану г.Камбарки, совмещенному с проектом планировки (поз.103 по генплану). Указано - проектирование вести без оформления акта выбора площадки на свободной территории на месте снесенного дома.
Главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ. согласовано размещение бани на 48 мест, с прачечной самообслуживания на 200 кг. Из ситуационного плана следует, что ближайший жилой дом находится на расстоянии 47,5 м. Санитарно-защитная зона уменьшена.
В общей пояснительной записке рабочего проекта "Баня на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг.", составленной ОАО "Прикамский институт проектирования промышленных предприятий" (ОАО "Прикампроект") ДД.ММ.ГГГГ, в разделе "санитарно-защитная зона" указано, что на основании письма ЦГСЭН в УР от ДД.ММ.ГГГГ. N о сокращении санитарно-защитной зоны размещение проектируемого объекта согласовано (расстояние до ближайшего жилого дома "данные изъяты" м). Граница СЗЗ (50м) проходит по территории городской застройки: с северо-западной и северо-восточной стороны - по территории радиотрансляционного узла; с восточной, юго-восточной и юго-западной сторон - по территории застройки частного сектора. Все жилые здания, попадающие в территорию СЗЗ, подлежат сносу. В п.17 "Выводы и предложения" указано, что превышение общей стоимости строительства в сравнении с перечнем объектов социальной инфраструктуры в интересах развития Камбарского района Удмуртской Республики за счет инвестиций федерального бюджета в рамках реализациифедеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации составило 0,17 млн. руб. в ценах 1991 года за счет включения в сводный сметный расчет затрат, связанных с компенсацией за снос жилых домов. Недостающую часть капитальных вложений Администрации Камбарского района предлагается изыскать за счет других объектов социальной инфраструктуры или же путем привлечения дополнительных источников финансирования.
Экспертным заключением Роспотребнадзора филиала федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о возможности ввода в эксплуатацию бани на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг по адресу: "адрес", установлено наличие в санитарно-защитной зоне частного жилого дома ( "адрес"), в связи с этим указанная баня не соответствует санитарно- эпидемиологическим нормам и правилам: "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружения и иных объектов" Сан-Пин 2.2.1/2.1.1.1031-01.
Муниципальным производственным предприятием ЖКХ г.Камбарка Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. N на основании Постановления Главы администрации Камбарского района N от ДД.ММ.ГГГГ. принята во временную эксплуатацию баня на 48 мест с котельной и прачечной на 200 кг, установлен режим работы бани и прачечной.
Из кадастрового плана от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет разрешенное использование для строительства и последующей эксплуатации объекта: баня на 48 мест с прачечной самообслуживания. Данный земельный участок, категория земель - земли поселений, общая площадь "данные изъяты" кв.м, по адресу: "адрес" на праве собственности принадлежит Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.).
Постановлением Администрации г.Камбарка от ДД.ММ.ГГГГ. N " "данные изъяты"" распределена жилплощадь, предоставленная по договору социального найма, во вновь построенном доме по адресу: "адрес", для переселения граждан в связи со строительством бани. Всего распределено 8 квартир. Истец в их числе отсутствует.
Решением по предоставлению жилой площади жильцам домов, попадающих в санитарно-защитную зону объекта "данные изъяты" (баня на 48 мест с прачечной на 220 кг. белья) объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка Удмуртской Республики, утвержденного начальником Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия КВП, постановленокомандиру войсковой части N выделить для проживания лиц, отселяемых из жилых домов попадающих в санитарно-защитную зону объекта "данные изъяты" (баня на 48 мест с прачечной на 220 кг. белья), жилую площадь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в жилом доме по адресу: "адрес", ФГУП УССТ N выполнить работы по сносу строений попадающих в санитарно-защитную зону объекта "данные изъяты" (баня на 48 мест с прачечной на 220 кг. белья) объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка.
В соответствии с Актом гигиенической оценки от ДД.ММ.ГГГГ. N ЦГСЭН в УР генплан предусматривает озеленение СЗЗ. Жилые дома, попадающие в территорию СЗЗ подлежат сносу. Сводный сметный расчет компенсации за снос жилых домов 1977,53 т.р.
В заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочего проекта "Баня на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг" Объекта "данные изъяты" г.Камбарка, утвержденного приказом Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике N от ДД.ММ.ГГГГ., в пункте 3 "Предложения и рекомендации" указано, что в связи с тем, что в границах нормативной СЗЗ равной 50 м располагаются 4 жилых дома, что противоречит п.2.30 Сан-ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Администрации г.Камбарки необходимо осуществить вынос жилой застройки с территории санитарно-защитной зоны рассматриваемого объекта по согласованию с жильцами подлежащего сносу жилья. Указано, что изложенные в настоящем заключении рекомендации и предложения раздела 3 направлены на повышение качества принятых проектных решений и должны быть учтены при проведении дальнейших работ по проектированию до начала строительства и эксплуатации объекта.
В разделе N "Подготовительные работы" рабочего проекта объекта "данные изъяты" г.Камбарка "Баня на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг" предусмотрены мероприятия на организацию и благоустройство СЗЗ, в частности отселение жителей из жилых домов. Средства на проведение этих мероприятий предусмотрены в сводном сметном расчете стоимости строительства объекта в размере 1977,53 рублей (в уровнях цен на 01.01.2000г. ). Расчет компенсации за снос жилых домов произведен из расчета 4-х жилых домов (33 человека) и нормы жилой площади - 18 кв.м, (письмо Администрации Камбарского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. N и расчет компенсации за снос жилых домов).
Из разбивочного плана, Плана благоустройства территории указанного объекта и Плана озеленения СЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных ОАО "Прикампроект", следует, что дом истца входит в СЗЗ и на месте дома и земельного участка предусмотрено озеленение в виде посадки березы пушистой, сосны и тополя пирамидального.
Администрация Камбарского района письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за N гарантировала начальнику Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, отселение попадающего в СЗЗ жилого дома по "адрес" по объекту "данные изъяты" (баня на 48 мест) в г.Камбарка до конца 2006 года после освобождения строителями квартир.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. войсковой части N сообщила истцу, что отселение жильцов из домов, попавших в СЗЗ объекта "данные изъяты" (баня на 48 мест с прачечной) будет производиться в освобожденный после окончания эксплуатации объекта жилой фонд объекта уничтожения химического оружия в г.Камбарка.
ДД.ММ.ГГГГ. Администрация Камбарского района письмом N сообщила истцу, что указанная прачечная не работает в связи с тем, что из-за изменения технологии уничтожения люизита на объекте УХО не произошло расчетного увеличения численностинаселения города с 12,5 тыс. чел. до 19,4 тыс. человек. Мощность прачечной,для которой и требуется СЗЗ, остались не востребованными. Для бани же существующими нормативами создание СЗЗ не предусматривается и, следовательно, нет необходимости и сноса жилого дома. В случае начала работы прачечной и организации СЗЗ вопрос о сносе дома будет рассмотрен дополнительно в соответствии со ст.32 ЖК РФ.
Администрацией Камбарского района ДД.ММ.ГГГГ. войсковой части N выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N построенного объекта капитального строительства "Баня на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг", расположенного по адресу: "адрес"
Указанные обстоятельства, установленные решением "данные изъяты" районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с положениями п.2 ст.61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.
Таким образом, суд первой инстанции достоверно установил, что земельный участок и расположенный на нём жилой дом по адресу: "адрес", принадлежащие на праве собственности ШВА, находятся в санитарно-защитной зоне объекта капитального строительства "Баня на 48 мест с прачечной самообслуживания на 200 кг", расположенного по адресу: "адрес". Однако до настоящего времени истцу иное жилое помещение ответчиком не предоставлено.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить, поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч.2 ст.52 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны.
Согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона -специальная территория с особым режимом использования, установленная в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п.3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитной зоны, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
С учетом приведенных норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств можно сделать вывод о том, что нахождение дома ШВА в санитарно-защитной зоне объекта бани с прачечной нарушает её право на проживание в благоприятной окружающей среде, что не оспаривалось сторонами.
Истец фактически не имеет возможности распоряжаться и использовать по назначению принадлежащие ей на праве собственности земельный участок и жилой дом, поскольку в настоящее время они, в связи с возведением банно-прачечного комплекса, находится в его санитарно-защитной зоне.
СанПиН 2.2.2/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ предусматривают, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Исходя из изложенного, поскольку согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ. в настоящее время право собственности на объект социальной инфраструктуры здание городской бани на 48 мест с прачечной на 220 кг белья, назначение нежилое, общественное, коммунально-бытового обслуживания, расположенное по адресу: "адрес", зарегистрировано за МО "Камбарское", именно на нём лежит обязанность расселить жилую застройку, попадающую в границу санитарно-защитной зоны принадлежащего ответчику объекта.
Поскольку до настоящего времени ответчик обязанность по переселению истца и сносу его дом из санитарно-защитной зоны не исполнил, истцу жилое помещение не предоставлено, суд пришел к верному выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
При этом как верно указал суд в своём решении, способы отселения жителей из санитарно-защитной зоны могут быть различными - в виде предоставления жилых помещений в натуре, так и в виде выплаты денежной компенсации стоимости жилых помещений, поскольку выбор способа защиты нарушенного права предоставляется лицу, права которого нарушены (ст.12 ГК РФ).
Учитывая, что принадлежащий истице земельный участок с домовладением находится в границах СЗЗ принадлежащего ответчику объекта (бани), что делает невозможным их использование по целевому назначению, правомерным является вывод суда о фактическом изъятии земельного участка истца при строительстве указанного объекта, что в силу ст.57 ЗК РФ влечет возмещение убытков в виде рыночной стоимости данного земельного участка и домовладения в полном объеме за счет собственника объекта, в СЗЗ которого находится земельный участок и домовладение истца.
Федеральным законом от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в ст.7 предусмотрено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании в пользу ШВА рыночной стоимости принадлежащего ей имущества в сумме "данные изъяты" руб., в том числе стоимости жилого дома - "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб. (согласно Отчёту N от ДД.ММ.ГГГГ., выполненному ООО "данные изъяты"").
Поскольку ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ доказательств об иной оценке указанного имущества не представлено, суд первой инстанции обоснованно принял данный отчёт в качестве относимого и допустимого письменного доказательства по делу (ст.ст.59, 60, 71 ГПК РФ).
Доводы ответчика о неверном определении стоимости спорного имущества, принадлежащего истцу, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены или изменения решения суда, поскольку ответчик каких-либо доказательств, свидетельствующих об иной стоимости этого имущества, не представил. О назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка и жилого дома ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для определения иной стоимости жилого дома и земельного участка, принадлежащих ШВА, и иного размера компенсации, подлежащей взысканию с ответчика в её пользу.
Доводы ответчика о том, что суд не исследовал его имущественное положение, что в силу п.3 ст.1083 ГК РФ могло бы служить основанием уменьшения размера возмещения вреда отклоняются коллегией как основанные на неверном применении данной нормы закона. Пунктом 3 ст.1083 ГК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера возмещения вреда с учетом имущественного положения виновного лишь в случае причинения вреда гражданином, а не юридическим лицом. Поэтому материальное положение ответчика к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу не относится и на размер подлежащих возмещению истцу убытков не влияет.
Вместе с тем, при вынесении решения суд не учел, что удовлетворение требований истца о возмещении убытков в размере рыночной стоимости земельного участка и домовладения как находящихся в СЗЗ принадлежащего ответчику объекта, что исключает возможность их использования, влечет прекращение права собственности истца на данные объекты недвижимости с передачей их в муниципальную собственность. Поэтому резолютивную часть решения следует дополнить указанием о передаче принадлежащих истцу объектов недвижимости в муниципальную собственность и прекращении права собственности истца на данные объекты после выплаты администрацией поселения истцу стоимости данных объектов.
Таким образом, в целом спор разрешен судом с правильным применением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене либо изменению решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, а также к иному толкованию подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права. Судебная коллегия не находит оснований для иных выводов и для переоценки представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 21 декабря 2016 года по существу оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания: "После выплаты Администрацией Муниципального образования "Камбарское" в пользу ШВА "данные изъяты" рублей прекратить право собственности ШВА на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", передав указанные объекты недвижимости в муниципальную собственность МО "Камбарское".
В удовлетворении апелляционной жалобы Администрации МО "Камбарское" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.