Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 20 марта 2017 года дело по жалобе генерального директора ООО "Игринская энергетическая компания" на решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 17 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственность "Игринская энергетическая компания",
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью "Игринская энергетическая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "Игринская энергетическая компания" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики генеральный директор ООО "Игринская энергетическая компания" просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить. Свои требования мотивирует тем, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Государственная инспекция труда не наделена полномочиями привлечения юридических лиц к ответственности за неуплату страховых взносов. Нарушения норм трудового законодательства привлеченным к ответственности юридическим лицом не усматривается.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда в УР Д.Е.М. с доводами жалобы не согласилась.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о законности обжалуемых актов.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что нарушения норм трудового законодательства ООО "Игринская энергетическая компания" выразилось в том, что Общество в нарушение статей 1, 2, 5 и 22 ТК РФ, Закона N 167-ФЗ и Закона N 212-ФЗ, являясь работодателем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имело сумму недоимки по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию в размере 257 140 рублей 12 копеек, в том числе, на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 237 805 рублей 04 копейки ( "данные изъяты").
Данные обстоятельства установлены актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом N об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, информацией ГУ - региональное отделение ФСС ПФ по УР, пояснениями руководителя ООО "Игринская энергетическая компания".
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 ТК РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее ФЗ N 165) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Статья 6 ФЗ N 165 устанавливает, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 12 ФЗ N 165 страхователи (работодатели) обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.
Как следует из смысла закона, под социальным страхованием понимается не только непосредственно обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве, но и обязательное пенсионное страхование, порядок и условия которого регулируются Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 3) и Законом Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ, согласно части 2 статьи 14 которого, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.Статья 20 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" указывает на то, что уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В случае нарушения трудового законодательства виновные лица в соответствии со статьей 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Вина ООО "Игринская энергетическая компания" выразилась в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм трудового законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При вынесении обжалуемого решения, оценка представленных доказательств судьей районного суда произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи относительно исследованных в судебном заседании доказательств обоснованы и соответствуют требованиям закона.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Наказание юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы относительно того, что контроль за отчислением страховых взносов, осуществляется не инспекцией труда являются не состоятельными.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Законом N 56-ФЗ, а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов.
В силу ст. 3 Закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является частью правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно положений ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.
Следовательно, невыполнение работодателем обязанностей, возложенных на него Законом N 56-ФЗ, необходимо квалифицировать как нарушение требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий.
Бездействие ООО "Игринская энергетическая компания" правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Таким образом, решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике от 25 января 2017 года и решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 17 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО "Игринская энергетическая компания" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Игринская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики О.В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.