Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО "Коммунальщик" Мизгиревой О.В. на решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 24 января 2017 года, которым
постановление заместителя начальника отдела экологического надзора по Республике Алтай от 29.11.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, изменено в части назначения наказания, а жалоба генерального директора ООО "Коммунальщик" Мизгиревой О.В. удовлетворена частично,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора по Республике Алтай от 29.11.2016 года ООО "Коммунальщик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 27 января 2017 года указанное постановление изменено в части назначения наказания, а именно снижен размер административного штрафа до 50 000 рублей.
Генеральный директор ООО "Коммунальщик" Мизгирева О.В., не согласившись с вынесенным решением, обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, прекратить производство по делу ввиду малозначительности деяния и того, что ООО "Коммунальщик" приняло все зависящие от него меры, направленные на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя ООО "Коммунальщик" С, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Б, полагавшего решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66.
Из материалов дела видно, что в период с 17 октября 2016 года по 14 ноября 2016 года должностными лицами Росприроднадзора была проведена выездная внеплановая проверка в отношении ООО "Коммунальщик", в ходе которой установлено, что представленный мониторинг производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выявлением санитарно-противоэпидемических мероприятий полигона ТБО, ЖБО "Черемшанка II" не соответствует Порядку проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденному Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, а именно отсутствуют обязательные разделы.
В п.12 указанного Порядка определен обязательный состав и содержание программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Отсутствие организованного должным образом мониторинга в соответствии с Порядком не позволяет своевременно выявлять негативные изменения качества окружающей среды, возникающие в связи с эксплуатацией ООО "Коммунальщик" объекта размещения отходов, что представляет угрозу причинения вреда окружающей среде.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно, актом проверки, мониторингом и проектом мониторинга, протоколом об административном правонарушении, и другими материалами дела, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом и судьей дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, судья районного суда признал правомерным оспариваемое постановление административного органа, однако, руководствуясь положениями ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ, правомерно и обоснованно снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Административное наказание юридическому лицу назначено справедливое, в пределах санкции, с учетом финансового положения юридического лица и принятием мер по устранению нарушений. Поскольку наказание судьей снижено ниже низшего предела санкции указанного закона, оснований для его дальнейшего снижения суд не усматривает.
Приведенные в жалобе доводы не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения.
Так, по смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности, поскольку никаких препятствий для соблюдения экологических требований у юридического лица не имелось.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не имеется.
Иные доводы общества являлись предметом рассмотрения районного суда и получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора по Республике Алтай от 29 ноября 2016 года, решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 24 января 2017 года, вынесенные в отношении ООО "Коммунальщик" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Коммунальщик" Мизгиревой О.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.