Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Сударьковой Е.В., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Киприяновой Е.В.,
с участием прокурора Назаркина В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.
гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Бартель А.Ф. и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, признании недействительным акта технического освидетельствования маломерного судна от 14 июня 2016 года о годности к плаванию и запрете эксплуатировать маломерное судно, передавать другим лицам для эксплуатации до фактического проведения технического освидетельствования на годность к плаванию,
по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю Парчевской И.П.,
на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить. Признать маломерное судно "Казанка 5" заводской номер N принадлежащее на праве собственности Бартель А.Ф., и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером N, не прошедшим первичное техническое освидетельствование.
Признать составленной 14 июня 2016 года государственным инспектором Дудинского инспекторского участка ФКУ "Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" акт технического освидетельствовании о годности к плаванию маломерного судна "Казанка - 5", имеющего заводской N, принадлежащего на праве собственности Бартель А.Ф. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным N,- недействительным.
Запретить Бартель А.Ф. эксплуатировать маломерное судно "Казанка 5", заводской N, зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным N. в том числе, передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на пригодность к плаванию.
Взыскать с Бартель А.Ф. в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) руб."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Норильский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Бартель А.Ф. и ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, признании недействительным акта технического освидетельствования маломерного судна от 14 июня 2016 года о годности к плаванию и запрете эксплуатировать маломерное судно, передавать другим лицам для эксплуатации до фактического проведения технического освидетельствования на годность к плаванию, мотивируя следующим.
Норильской транспортной прокуратурой в Дудинском инспекторском участке ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы безопасности при эксплуатации маломерных судов. В ходе проверки установлено, что проведение технического осмотра маломерных судов производится формально, без соблюдения требований Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, утвержденного приказом МЧС России от 18 октября 2012 года N 608.
Так, 14 июня 2016 года государственным инспектором по маломерным судам Дудинского транспортного инспекторского участка без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, в том числе газоанализатора, составлен и подписан акт первичного технического освидетельствования маломерного судна "Казанка-5", заводской N, изготовленного в "дата", с максимальной мощностью двигателя 30 л.с., при этом дал заключение о годности судна к плаванию, что позволяет Бартель А.Ф. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного суда по истечению 5 лет, т.е. не ранее 2021 года. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю Парчевская И.П. просит решение суда отменить как незаконное, в связи с неправильным применением норм материального права, полагает, что судебный акт не основан на положениях действующего законодательства РФ и нормативных правовых актов МЧС, обстоятельства имеющие значения для дела, не были исследованы судом в полной мере, а доводы истца не были подтверждены соответствующими доказательствами. Указывает, что технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. Проверка маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется в процессе их пользования, который наступает с момента государственной регистрации судна в судовой книге и выдачи судового билета с присвоенным регистрационным номером, а первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна, то есть, до процесса пользования, в связи с чем, применение газоанализатора при проведении первичного освидетельствования не является обязательным. В акте первичного освидетельствования от 01 июня 2016 года установлены нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями. Маломерное судно, принадлежащее Бартель А.Ф. является транспортным средством заводского изготовления, прошедшим обязательную сертификацию, осмотр судна проведен визуально и методом сличения фактических данных и указанных данных в представленных документах.
В возражениях на апелляционную жалобу Норильский транспортный прокурор Кадошников С.О., указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327-1 ГПК РФ, заслушав, прокурора Назаркина В.П., выразившего согласие с решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 3 статьи 35, частями 9 и 10 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На каждом маломерном судне должен находиться судовой билет, который удостоверяет право собственности на судно, а также годность судна к плаванию.
На основании пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N835, государственная инспекция по маломерным судам в установленном порядке осуществляет государственный надзор за маломерными судами, в том числе, классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами (далее Правила технического надзора), утвержденными Приказом МЧС России N 501 от 29 июня 2005 года; предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее Административный регламент), утвержденным Приказом МЧС России от 18 октября 2012 года N 608. В соответствии с п. 1.2 Правил технического надзора технический надзор за маломерными судами осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России, в порядке, определяемом МЧС России.
Согласно пункту 2.2 Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе, проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.
Согласно пункту 2.3 Правил технического надзора первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна, в котором специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца.
Пунктом 2.6 Правил технического надзора предусмотрено, что техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.
Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке электрооборудованию (пункт 2.7).
Согласно пункту 2.30 Административного регламента пункт освидетельствования маломерного судна должен иметь оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна.
Из пунктов 3.16 и 3.17 Административного регламента следует, что грузоподъемность маломерного судна определяется опытным путем. Допустимое количество людей на борту маломерного судна определяется расчетным путем. Расчет максимально допустимой мощности подвесных моторов и (или) стационарных двигателей, минимальной высоты надворного борта, определение высоты волны и удаление от берега или убежища, при которых маломерное судно может безопасно осуществлять плавание, производится на основании данных, полученных при испытании мореходных качеств маломерного судна.
В соответствии с приказом МЧС России от 09.08.2005 N 618 "Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динамометр (ПДУ 0,1-2); динамометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Инфракар.
Таким образом, в отношении маломерных судов при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
При этом, в силу пункта 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N 502,
пользование маломерными судами разрешается только после прохождения технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными средствами и другим оборудованием.
Выдача судового билета, в силу пункта 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N 500, удостоверяет право плавания под государственным флагом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Бартель А.Ф. на основании договора купли-продажи является собственником маломерного судна "Казанка 5", имеющего заводской N, изготовленного в "дата" с двигателем "Нисан", с максимальной мощностью двигателя до 30 л.с.
14 июня 2016 г. на основании заявления Бартель А.Ф. о регистрации маломерного судна и двигателя государственным инспектором по маломерным судам Дудинского инспекторского отделения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" был составлен акт первичного технического освидетельствования маломерного судна, в соответствии с которым принадлежащее Бартель А.Ф. маломерное судно "Казанка 5" является годным к плаванию. Указанное судно было зарегистрировано в реестре маломерных судов за регистрационным N с выдачей Бартель А.Ф ... судового билета с указанием в нем условий и норм технического освидетельствования от 14 июня 2016 г.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что при вынесении положительного заключения о годности к плаванию маломерного судна, государственным инспектором ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю", в нарушение п. п.2.3, 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами, не была выполнена обязанность по проведению первичного технического освидетельствования с использованием специальных технических средств и оборудования, т.е. фактически годность маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями установлена не была. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности и нарушает интересы неопределенного круга лиц. Управление маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра), в силу п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N502 от 29 июня 2005 г., запрещено.
При таких обстоятельствах суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают правильных выводов суда, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств, оснований для которой не имеется, и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут явиться основанием для отмены решения.
Судебная коллегия считает, что судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение, а доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не содержат каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 24 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю Парчевской И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Платов
Судьи Е.В. Сударькова
Е.Г.Сучкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.