Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.,
судей Славской Л.А., Тихоновой Т.В.
при секретаре Наумовой Т.Н.
рассмотрела гражданское дело по иску Казанцевой СС. к Войсковой части 2669 о признании нуждающейся в жилом помещении
по апелляционной жалобе Казанцевой С.С.
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 30 ноября 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Славской Л.А. судебная коллегия
установила:
Казанцева С.С. обратилась к ответчику с требованием о признании ее нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование указала, с 19.05.1993 года проходила действительную военную службу по контракту во внутренних войсках МВД РФ. 26.06.2013 года приказом командира войсковой части уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и приказом командира войсковой части 2669 от 13.08.2013 года N N с/ч исключена из списков личного состава. Во время подготовки к увольнению 22.05.2013 года на имя командира войсковой части 2669 истицей был подан рапорт на увольнение, в котором указывалось, что жилым помещением она не обеспечена. Указанный рапорт был принят делопроизводителем части. Не получив ответа на свой рапорт, начала интересоваться результатами его рассмотрения, после чего, получила ответ командира войсковой части 2669 от 22.01.2015 года, из которого следовало, что истица не может быть признана нуждающейся в получении жилого помещения, т.к. рапорт (заявление) о признании нуждающейся в жилых помещениях с приложением необходимых документов на рассмотрение жилищной комиссии не поступал. Считая, что рапорт утрачен по вине ответчика, ссылаясь на требования Федерального закона "О статусе военнослужащих", просила обязать ответчика признать ее нуждающейся в жилом помещении с момента подачи рапорта, поставить на учет в качестве нуждающейся, реализовать право на жилище путем выдачи жилищного сертификата либо предоставить жилищную субсидию.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Казанцева С.С. просит решение суда отменить, как незаконное. Указывает на необоснованную ссылку ответчика на отсутствие ее рапорта о признании нуждающейся в жилом помещении, так как в рапорте на увольнение от 22.05.2013 года указано, что жилым помещением на момент увольнения не обеспечена. Считает, что наличие рапорта о необеспеченности жильем и отсутствие письменного отказа от прав на жилое помещение, наличие внутренних документов, свидетельствующих о необеспеченности жильем, должны пониматься, как нарушение законодательства со стороны ответчика и истолковываться в пользу истицы. При наличии нуждаемости в жилом помещении, как на момент увольнения, так и в настоящее время, суд необоснованно отказал в реализации этого права.
В представленных возражениях Войсковая часть 2669, указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Казанцевой С.С. и ее представителя Гулевича И.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика - Вольвачева А.В., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не уматривает.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 указанного закона (в редакции на момент спорных правоотношений) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно п.п. 3, 5, 8, 9 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются предусмотренные Правилами документы. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного п. 3 настоящих Правил, и представленных документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Казанцева С.С. проходила военную службу в войсковой части 2669 внутренних войск МВД России с 23.10.2007 года.
В период прохождения службы в войсковой части 2669 с 2011 года была обеспечена служебным жильем, что пояснили стороны в суде апелляционной инстанции.
22.05.2013 года Казанцева С.С. на имя командира войсковой части 2669 подала рапорт, согласно которому просила ходатайствовать перед вышестоящим командованием об увольнении ее с военной службы по п.п. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе). В данном рапорте также указано, что жильем по нормам Российского законодательства не обеспечена.
Данных о том, что к рапорту прилагался перечень документов необходимых для постановки на учет, не имеется.
Доказательств подачи в установленном порядке заявления о признании нуждающейся в жилом помещении с приложением предусмотренных Правилами документов истицей в дело не представлено.
26.06.2013 года приказом командира войсковой части 7486 N N истица уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе
Приказом командира войсковой части 2669 от 13.08.2013 г. N N истица исключена из списков личного состава воинской части. Выслуга лет на 13.08.2013 года составила: календарная - 19 лет 8 месяцев 16 дней, льготная - 20 лет 7 месяцев 13 дней.
22.01.2015 года на обращение истицы командир войсковой части 2669 дал ответ, согласно которому оснований для признания Казанцевой С.с. нуждающейся в жилом помещении не имеется, так как до даты исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением по предельному возрасту рапорт с документами, подтверждающими право состоять на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением не поступал.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным в дело доказательствам, доводам и возражениям сторон, исходя из отсутствия доказательств, подтверждающих подачу Казанцевой С.С. в период прохождения военной службы соответствующего заявления о признании ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением с приложением необходимых документов, не представила, на учете нуждающейся в получении жилья не состояла, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании нуждающейся в жилом помещении с момента подачи рапорта, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся и реализовать право на жилище путем выдачи жилищного сертификата либо предоставления жилищной субсидии.
Оснований не согласиться данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующие порядок и условия предоставления жилых помещений военнослужащим, обоснованно указал, что на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возложена обязанность по жилищному обеспечению: военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы.
При этом, решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении носит заявительный характер, и реализация права на обеспечение жильем связана с обращением военнослужащего в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающимся в получении жилья или на улучшение жилищных условий в период прохождения службы, а также наличием оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Поскольку доказательств, подтверждающих обращение в установленном законом порядке в период прохождения службы с рапортом о признании нуждающейся в получении жилья, истицей не представлено, то правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Сам по себе факт наличия в рапорте от 22.05.2013 года указания на необеспеченность жильем не свидетельствует о соблюдении установленного Постановлением Правительства РФ N 512 от 29.06.2011 года порядка подачи заявления о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, поскольку, как обоснованно отмечено судом, необходимо приложение соответствующего пакета документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении, доказательств чего истицей не представлено.
Как правомерно отмечено судом, большинство документов подтверждающих нуждаемость в жилом помещении, приложенных к иску, оформлены в 2015-2016 годах.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с законом военнослужащие, не обеспеченные жильем на момент увольнения, не могут без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обеспечиваются жилищной субсидией или жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом для военнослужащих, судебной коллегией отклоняются, как не имеющие значение по настоящему делу, поскольку доказательств принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в период прохождения военной службы в дело не представлено.
Доводы жалобы о необоснованном отказе суда в принятии к рассмотрению заявления от 30.11.2016 года об уточнении исковых требований, в котором истица просила восстановить на военной службе с целью повторной подачи рапорта о признании нуждающейся в жилом помещении с передачей материалов дела в гарнизонный суд, так как нуждающимся в жилом помещении может быть признан только военнослужащий, т.е. лицо, проходящее военную службу, также судебной коллегией отклоняются, как не влияющие на вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований. В принятии данного уточнения иска судом отказано со ссылкой на то, что изменен и предмет, и основание иска. Указанное обстоятельство не лишает истицу права на самостоятельное обращение в суд.
Иные вышеуказанные доводы жалобы также не могут быть приняты по внимание, поскольку выводы суда первой инстанции не опровергают и правовых оснований для отмены решения также не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казанцевой С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.