Судья федерального суда - Охотникова Т.В. Дело N 7р - 162/2017
РЕШЕНИЕ
02 марта 2017 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ЗАО " "данные изъяты"" Леншина Д.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае N от 27 сентября 2016 года и решение судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 22 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества " "данные изъяты"" (далее - ЗАО " "данные изъяты""),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае N от 27 сентября 2016 года ЗАО "Назаровское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 110 000 рублей за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).
Решением судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 22 декабря 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ЗАО " "данные изъяты"" Исаева В.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник ЗАО " "данные изъяты"" Леншин Д.А. просит отменить состоявшиеся постановление, решение судьи, поскольку не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока; обществу вменяется несоблюдение нормативной документации при эксплуатации транспортных средств, тогда как косилка-плющилка относится к категории оборудования и транспортным средством не является.
Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела участники процесса в краевой суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем в силу п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ признано возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно постановлению ЗАО " "данные изъяты"" признано виновным в том, что:
- в организации отсутствует должностное лицо, ответственное за выпуск АТС на линию, назначенное приказом директора ЗАО " "данные изъяты"", осуществляющего общее руководство за организацией и проведением работы по безопасности дорожного движения в организации и осуществляющего контроль за выездом и возвращением водителей в гараж, чем нарушен п.2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003;
- не организовано проведение обязательного предрейсового, послерейсового медицинского осмотра рабочего ФИО1, фактически исполняющего обязанности механизатора (водителя), управляющего транспортным средством косилкой - плющилкой самоходной КПС - 5Г, перед выездом с территории отделения N 10 ЗАО " "данные изъяты"" 19.07.16 г., выразившееся в допуске работника к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, для определения пригодности этого работника для выполнения поручаемой работы, а также в отсутствии путевого листа на транспортное средство, журнала регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и журнала регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров, чем нарушены требования статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 20, части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 9, 14 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Действия ЗАО " "данные изъяты"" квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Из инкриминированных действий (бездействия) ЗАО " "данные изъяты"" состав данного административного правонарушения могут образовывать лишь те действия (бездействие), которые выражаются в допуске 19 июля 2016 года рабочего ФИО1 к управлению косилкой - плющилкой самоходной КПС - 5Г без проведения обязательного предрейсового, послерейсового медицинского осмотра.
Между тем, статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" установлено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем (пункт 7); частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (пункт 15); периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ (пункт 16).
Анализ приведенных выше нормативных актов позволяет сделать вывод, что предварительным называется медицинский осмотр, проводимый при поступлении работника на работу. ЗАО " "данные изъяты"" не вменялось, что ФИО1 не прошел обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу. В связи с этим безосновательна ссылка судьи в решении на то, что управление самоходной машиной включено в Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников. Данный Перечень обязанность на работодателя по организации и проведению обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в конце рабочего дня (смены) не возлагает.
Такая обязанность предусмотрена для работодателя Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
Однако, Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения определяет правовые основы общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, а часть 1 статьи 20 данного Закона устанавливает обязанности юридических лицах и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно пункту 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. N 835н, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Следовательно, предусмотренная положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ и Приказа Минздрава России от 15.12.2014 г. N 835н обязанность по организации и проведению обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров возникает у юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией именно транспортных средств.
Должностным лицом Государственной инспекции труда в Красноярском крае технические характеристики косилки-плющилки самоходной КПС - 5Г не выяснены, документация на неё не истребована и к делу не приобщена, в связи с чем вывод в постановлении о том, что она является транспортным средством нельзя признать обоснованным.
При этом из представленного ЗАО " "данные изъяты"" ответа руководителя службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края ФИО2 от 14.12.2016 г. следует, что косилка-плющилка относится к категории оборудования, предназначенного для выполнения определенного вида работ, она не является транспортным средством и регистрации в органах гостехнадзора не подлежит (л.д.63).
Административным органом и судом доводы ЗАО " "данные изъяты"" о том, что косилка-плющилка не может быть признана транспортным средством, должным образом не опровергнуты.
Нарушений иных нормативных актов, обязывающих работодателя проводить обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры работников, управляющих иным оборудованием, самоходными машинами, не являющимися транспортными средствами, ЗАО " "данные изъяты"" не вменяется.
На основании ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, поскольку наличие в действиях ЗАО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не доказано, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае N от 27 сентября 2016 года и решение судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 22 декабря 2016 года нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО " "данные изъяты"" - прекращению в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае N от 27 сентября 2016 года и решение судьи Назаровского городского суда Красноярского края от 22 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества " "данные изъяты"" отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.