Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей коллегии Васильевой С.Д. и Нимаевой О.З., при секретаре Зарбаевой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 23 ноября 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Цуканова В.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права, обязании совершить определенные действия, удовлетворить;
признать за Цукановым В.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета;
обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия включить Цуканова В.И. в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Обращаясь в суд с иском, Цуканов В.И. с учетом уточнений просил:
признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, установленных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих;
обязать ответчика включить его в Единый список РБ по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование иска указал, что ... г. истец получил удостоверение бывшего несовершеннолетнего узника фашизма. Постановлением Администрации МО СП " ... " от ... г. N ... он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Документы из его учетного дела были направлены ответчику для внесения в Единый сводный список Республики Бурятия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Письмом Министерства социальной защиты населения РБ N ... от ... г. данные документы возвращены МО СП " ... " на том основании, что категория лиц из числа бывших узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не предусмотрена Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.", которым реализуется право ветеранов Великовой отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Считает, что в силу п.8 ст.154 Федерального закона N 122 несовершеннолетние узники фашизма приравниваются по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем он имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
При рассмотрении дела в качестве третьих лиц привлечены администрация МО СП " ... " ... района Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В суд первой инстанции истец Цуканов В.И. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Сычева Т.В. иск поддержала.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Меркулова С.А. иск не признала.
Представители третьих лиц в суд первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом.
Районным судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласились как Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, так и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Меркулова С.А. просит решение суда отменить в части возложения обязанности включить истца в Единый сводный список, ссылаясь на то, что объем субвенций из федерального бюджета, выделяемый бюджетам субъектов РФ не рассчитан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем несовершеннолетним узникам фашизма. Не предусмотрена данная категория граждан и Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.", которым уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. В связи с чем отсутствуют правовые основания для включения истца в Единый сводный список граждан, которые имеют право на меры социальной поддержки. Какие-либо средства федерального бюджета на обеспечение жильем несовершеннолетних узников фашизма Республике Бурятия не выделяются.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Каулина А.Н. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая на то, что финансовые взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ осуществляются в рамках бюджетных отношений и в строгом соблюдении бюджетного процесса, в связи с чем спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства РФ.
Более того, отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. N1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и союзниками в период Второй мировой войны", который фактически утратил силу в части установления льгот со вступлением в силу 01.01.2005 г. Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно п. 8 ст. 154 которого несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий) предоставляются ежемесячные денежные выплаты и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, определен в статьях 14 и 15 Федерального закона от 12января1995года N5-ФЗ "О ветеранах" и включают различные льготы материально-бытового характера, при этом данный Федеральный закон не относит бывших несовершеннолетних узников фашизма к числу лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.
Кроме того, бывшие несовершеннолетние узники фашизма не учтены и в постановлении Правительства РФ от 27.03.2006 г. N169 "Об утверждении Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций на реализацию федеральных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Полагает, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе разрабатывать дополнительные меры по предоставлению различных форм поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе и несовершеннолетним узникам фашизма, в связи с чем субъект РФ не вправе претендовать на средства федерального бюджета (субсидии) сверх бюджетных средств, утвержденных федеральным законом о бюджете.
В своих возражениях на апелляционные жалобы представитель истца Сычева Т.В., глава МО СП " ... " ... района Республики Бурятия Х. просили решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции истец Цуканов В.И., представитель третьего лица Администрации МО СП " ... " ... района РБ, представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в суд не явились, о дне слушания извещены.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Туктарова Е.П. доводы жалобы поддержала, представитель истца Сычева Т.В. против отмены решения суда возражала.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Судом установлено, что Цуканов В.И. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о чем ему выдано соответствующее удостоверение.
Постановлением администрации МО СП " ... " ... района Республики Бурятия от ... г. N ... он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Документы из учетного дела Цуканова В.И. возвращены главе МО СП " ... " по мотиву того, что такая категория лиц как бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и из союзниками в период второй мировой войны, не приравнена с правами ветеранов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., в связи с чем отсутствуют правовые основания для обеспечения жильем Цуканова В.И за счет средств федерального бюджета.
Цуканов В.И. обратился в суд с указанным выше иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции и пришел к выводу, что Цуканов В.И. имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 15 Закона о ветеранах, как лицо приравненное к участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем, исходя из требований нормативно-правовых актов Республики Бурятия имеет право быть включенным в отдельный список граждан, имеющих право на получение государственной поддержки по обеспечению жильем.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Закон о ветеранах) участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в п. 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Закона о ветеранах.
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан Законом о ветеранах предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона о ветеранах (п.п. 3 п. 1 ст. 15).
П. 3 ст. 23.2 Закона о ветеранах установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Таим образом, удовлетворяя требования о признании за Цукановым В.И. права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 Закона о ветеранах", суд пришел к правильному выводу о том, что Цуканов В.И. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.
Выводы суда в этой части основаны на правильном применении и толковании вышеприведенных норм законодательства.
Вопреки доводам жалоб, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем.
Доводы апелляционных жалоб о несогласии с решением суда в части включения Цуканова В.И. в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на представление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, не состоятельны.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Законом Республики Бурятия от 04.05.2006 г. N 1639-III "Об определении порядка и формы предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющих права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются категориям граждан, установленным, в том числе ст. 15 Закона о ветеранах, нуждающимся в улучшении жилищных условий в виде предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительства жилья за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в виде субвенций. Для реализации лицам, указанным в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Закона о ветеранах, прав на обеспечение жильем необходимо обратиться с письменным заявлением.
Во исполнение указанного Закона Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия принято постановление N 138 от 22.05.2006 г. "Об утверждении порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", которым в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия по предоставлению указанным лицам единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительства жилья за счет федерального бюджета определено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Этим же постановлением утвержден Порядок представления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, п. 2 которого предусмотрено, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия формирует Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, который разделяется на списки, при этом граждане, имеющие право на получение единовременных денежных выплат на приобретение и строительство жилья и жилищных субсидий на безвозвратной основе на приобретение или строительство жилья включаются в отдельные списки.
Таким образом, реализация прав Цуканова В.И. права на предоставление мер социальной поддержки возможна, как правильно указал суд первой инстанции, путем включения его в Единый сводный список по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Каких-либо новых доводов, которые не были учтены и рассмотрены судом первой инстанции и которые могли бы послужить основанием к отмене обжалуемого решения суда, в апелляционной жалобе не содержится. Выводов суда данные доводы не опровергают.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуальных норм не допущено, в связи с чем судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В.Пащенко
Судьи коллегии: О.З.Нимаева
С.Д.Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.