Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Захарова Е.И., Мирзаевой И.И.,
при секретаре Зарбаевой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ (Управление Роспотребнадзора по РБ) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "ВКС", администрации МО "Кабанский район" о понуждении к исполнению законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения,
по апелляционной жалобе представителя истца на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 8 декабря 2016 года, которым постановлено:
Иск Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ (Управление Роспотребнадзора по РБ) удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "ВКС":
- оборудовать водозабор N " ... " кранами для отбора проб воды на подающих водоводах, в срок до 31 декабря 2017 года;
- обеспечить проведение лабораторных исследований воды на основные показатели безопасности из источников водоснабжения и в распределительной сети в объеме и периодичностью, установленных санитарными правилами и программой производственного контроля, в срок до 31 декабря 2017 года.
Обязать администрацию МО "Кабанский район":
- разработать проект зоны санитарной охраны для водозаборной скважины N " ... ", в срок до 31 декабря 2017 года;
- обеспечить реализацию мероприятий в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборной скважины N " ... " в соответствии с требованиями санитарных правил и проектом организации и благоустройства зон санитарной охраны - провести планировку для отвода поверхностного и ливневого стоков, оборудовать подъездные пути и пешеходные дорожки с твердым покрытием, обеспечить охрану, в срок до 31 декабря 2017года;
- получить санитарно - эпидемиологическое заключение на использование водных объектов - водозаборной скважины N " ... " в целях централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения, в срок до 31 декабря 2017 года.
заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., выслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лиц, Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия просило обязать Общество с ограниченной ответственностью "ВКС" исполнить требования законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в срок до 01 декабря 2016 г., а именно: разработать проект зоны санитарной охраны для водозаборной скважины N " ... ", в срок до 31 декабря 2017 года ; обеспечить реализацию мероприятий в первом поясе зоны санитарной охраны водозаборной скважины N " ... " в соответствии с требованиями санитарных правил и проектом организации и благоустройства зон санитарной охраны - провести планировку для отвода поверхностного и ливневого стоков, оборудовать подъездные пути и пешеходные дорожки с твердым покрытием, обеспечить охрану, в срок до 31 декабря 2017 года ; получить санитарно - эпидемиологическое заключение на использование водных объектов - водозаборной скважины N " ... " в целях централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения, в срок до 31 декабря 2017 года.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ВКС", осуществляющего услугу централизованного питьевого водоснабжения в " ... ", эксплуатирующего по договору субконцессии муниципальное имущество, находящееся в собственности МО "Кабанский район" - водопроводные сети " ... " и их инфраструктуру, выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания N " ... " от ... г. Несоблюдение нормативно - правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных опасных нормативов, создает угрозу жизни и здоровью, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей в указанных населенных пунктах.
Определением суда для участия в деле привлечены: в качестве третьего лица ОАО "РУК ЖКХ", в качестве соответчика администрация МО "Кабанский район".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Брындикова Т.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО "Кабанский район" не явился.
Представитель ответчика ООО "ВКС", директор М. исковые требования частично признал, не возражал против оборудования водозабора N " ... " кранами для отбора проб воды на подающих водоводах, в срок до 31 декабря 2017 года; проведения лабораторных исследований воды на основные показатели безопасности из источников водоснабжения и в распределительной сети в объеме и периодичностью, установленных санитарными правилами и программой производственного контроля.
Представитель третьего лица ОАО "РУК ЖКХ" по доверенности Волкова И.А. с иском согласилась.
Судом постановленоуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель МО "Кабанский район" по доверенности Зачиняев И.О. просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Зачиняев И.О.поддержал доводы жалобы.
Представитель истца Барлукова А.В., не оспаривая решение, возражала по доводам жалобы.
От ООО "ВКС" поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, возражения на нее, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
При проведении мероприятий по контролю (надзору) в отношении ООО "ВКС" в ходе внеплановой проверки выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. По результатам проверки ООО "ВКС" выдано предписание N " ... " от ... г. об устранении нарушений в срок до 17 июня 2016 г.
На основании Распоряжения начальника ТУ Управления Роспотребнадзора по РБ в " ... " от ... г. в отношении ООО "ВКС" проведена проверка по исполнению указанного предписания. Из акта проверки Роспотребнадзора от ... г. следует, что нарушения, указанные в предписании от ... г. N " ... " в установленный срок ООО "ВКС" исполнены не были.
Решение суда ООО "ВКС" не оспорено, поэтому законность решения проверяется судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы другого ответчика - МО "Кабанский район".
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 3 ст. 19 указанного Федерального закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 указанного закона, в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ;7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. При этом полномочия органов местного самоуправления, указанные выше, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно Уставу МО "Кабанский район", " ... ", ч.1.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 г. N131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Следовательно, вывод суда о том, что обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны для водозаборных сооружений должна быть возложена на ответчика администрацию МО "Кабанский район", является верным.
Ответчик, будучи собственником водозаборной скважины N " ... ", что следует из концессионного соглашения, был обязан разработать проект ЗСО на стадии выбора источника водоснабжения, утверждения проекта районной планировки или генерального плана.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Исходя из изложенного, вопреки доводам жалобы, администрация района обязана обеспечить реализацию мероприятий в первых поясах зон санитарной охраны водозаборной скважины N " ... " в соответствии с требованиями санитарных правил и проектом организации и благоустройства зон санитарной охраны - провести планировку для отвода поверхностного и ливневого стоков, оборудовать подъездные пути и пешеходные дорожки с твердым покрытием, обеспечить охрану, поскольку данные обязанности на остальных ответчиков возложить нельзя. Следовательно, требование к администрации МО "Кабанский район" о получении санитарно - эпидемиологическое заключения на использование водных объектов производно от обязанности по разработке проекта ЗСО, а потому в этой части иск обоснованно был удовлетворен.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 8 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.