Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 14 марта 2017 г. по делу N 33а-142/2017
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего
Гогина А.В.,
судей:
Яковлева А.Г.,
Ершова К.Г.,
при секретаре
Гордиенко А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 09 ноября 2016 года по административному исковому заявлению прапорщика
Ивановой О.А.
об оспаривании приказа начальника отряда пограничного контроля " "данные изъяты"" Пограничного управления ФСБ России по "адрес" (далее - ОПК) об исключении её из списков личного состава отряда.
Заслушав доклад судьи Ершова К.Г., объяснения административного истца поддержавшей апелляционную жалобу, представителя начальника ОПК Иванова И.В., возражавшего относительно удовлетворения жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Иванова обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить приказ начальника ОПК от "дата" "номер" -лс (в редакции приказа от "дата" "номер"-лс) об исключении из списков личного состава воинской части.
В обоснование заявленных требований Иванова указала, в частности, что её исключили из списков личного состава отряда без продления основного отпуска за "дата" на "данные изъяты" дня её болезни.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска Ивановой отказано.
Проанализировав нормы статей 20 и 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), гарнизонный военный суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого приказа и отсутствии оснований для восстановления истца в списках личного состава воинской части. При этом суд указал, что Иванова в период прохождения военной службы к командованию в установленном порядке не обращалась, а поэтому у начальника отряда не имелось оснований для продления истцу основного отпуска за "дата" на время болезни.
В апелляционной жалобе административный истец, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права, просит отменить судебное постановление и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы Иванова отмечает, что в нарушение установленного порядка, денежное довольствие ей было выплачено только "дата", то есть уже после исключения её из списков личного состава подразделения.
Далее истец указывает, что в "дата" она неоднократно доводила до сведения командования о нахождении на лечении, однако суд при разрешении требования о продлении отпуска на время болезни, данное обстоятельство не учел.
Ссылаясь на часть 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Иванова полагает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии документов, подтверждающих её своевременное обращение к командованию ОПК по вопросу заболевания в период нахождения в отпуске.
По мнению Ивановой, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих об ознакомлении её с оспариваемым приказом.
Истец обращает внимание, что до исключения из списков личного состава подразделения она состояла в списках на предоставление служебного жилого помещения, в связи с чем решение суда об отсутствии оснований для выплаты денежной компенсации за найм жилых помещений не основано на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель начальника ОПК Антоненко И.К. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Иванова уволена с военной службы приказом начальника Пограничного управления ФСБ России по "адрес" от "дата" "номер"-лс на основании подпункта " "данные изъяты"" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ( "данные изъяты").
Приказом начальника ОПК от "дата" "номер" -л/с (в редакции приказа от "дата" "номер"-л/с) Ивановой предоставлен основной отпуск, пропорционально прослуженному времени, за "дата" в период с "дата" по "дата". Этим же приказом Иванова исключена из списков личного состава ОПК с "дата".
Отказывая в удовлетворении требований истца об отмене оспариваемого приказа суд первой инстанции указал, что нахождение истца на амбулаторном лечении, а также невыплата денежного довольствия и компенсации за наём жилого помещения не является основанием для восстановления Ивановой в списках личного состава ОПК.
С таким выводом соглашается и судебная коллегия, поскольку денежная компенсация за наём жилых помещений, в силу Федерального закона от 7 ноября 2011г. N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не входит в состав денежного довольствия военнослужащего, а поэтому её невыплата не может служить основанием для восстановления Ивановой в списках личного состава воинской части, поскольку, в соответствии с пунктом 16 статьи 34 Положения, необеспечение этой компенсацией не является препятствием для исключения военнослужащего из названных списков.
К тому же выплата Ивановой указанной компенсации была прекращена после её отказа в получении предоставленного служебного жилого помещения. Эти действия командования истец не оспаривала.
Как правильно указал суд первой инстанции, нахождение Ивановой на амбулаторном лечении не являлось препятствием для её исключения из списков личного состава ОПК, поскольку предусмотренный пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" запрет на исключение из списков личного состава воинской части распространяется лишь на военнослужащих, находящихся на стационарном лечении.
Является верным и вывод гарнизонного военного суда об отсутствии оснований для восстановления Ивановой в списках личного состава ОПК в связи с неполным обеспечением денежным довольствием.
Из материалов дела видно, что "дата" Иванова была извещена об увольнении с военной службы, кроме того, до неё доведена дата исключения из списков личного состава ОПК и порядок расчета с отрядом.
В связи с неприбытием Ивановой в ОПК для получения денежных средств, они были задепонированы "дата" и получены истцом только "дата".
Каких-либо данных о том, что на день исключения Ивановой из списков личного состава ОПК имелись препятствия, объективно исключающие возможность получения истцом причитающихся ей денежных средств, по делу не установлено. Не приведены они и в апелляционной жалобе.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, командование ОПК предприняло необходимые и достаточные меры для своевременного и полного обеспечения Ивановой положенным денежным довольствием до исключения её из списков личного состава отряда, а поэтому препятствий для исключения её из названных списков не имелось.
Вместе с тем, согласно листку освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от "дата" "номер" Иванова с "дата" по "дата" находилась на амбулаторном лечении в связи с заболеванием.
Таким образом, продолжительность болезни истца во время основного отпуска составила "данные изъяты" дня ( "дата" и "дата").
"дата" Иванова обратилась к начальнику ОПК с заявлением о продлении основного отпуска, к которому приложила справку лечебного учреждения. В удовлетворении этого заявления ей было отказано исключительно по причине позднего обращения. Иных мотивов отказа приведено не было.
С этим решением начальника ОПК согласился и гарнизонный военный суд, указав, что с соответствующим заявлением Иванова в период прохождения военной службы к командованию не обращалась, чем создала препятствия для реализации её прав.
Однако такой вывод суда не основан на законе. В силу пункта 18 статьи 29 Положения, военнослужащим, заболевшим во время основного отпуска, основной отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения. При этом указанная норма не содержит каких-либо ограничений по сроку обращения военнослужащего с рапортом о продлении отпуска и предоставления документов, подтверждающих фактическое нахождение этого военнослужащего на лечении.
Более того, в судебном заседании Иванова пояснила, что после заболевания "дата" она неоднократно сообщала должностным лицам ОПК о своей болезни. Это заявление истца ничем не опровергнуто.
Таким образом, учитывая заболевание Ивановой "дата", и время окончания предоставленного ей отпуска - "дата", командованию следовало продлить этот отпуск на "данные изъяты" дня.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное постановление гарнизонного военного суда в указанной части нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права.
В целях восстановления нарушенного права Ивановой, окружной военный суд полагает необходимым принять в этой части новое решение, обязав начальника ОПК внести изменения в оспариваемый приказ и перенести дату исключения административного истца из списков личного состава отряда с "дата" на "дата", обеспечив её положенными видами довольствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда 09 ноября 2016 года по административному исковому заявлению Ивановой О.А. изменить.
Это решение в части отказа в удовлетворении требования о продлении основного отпуска за "дата" отменить и принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным отказ начальника отряда пограничного контроля " "данные изъяты"" Пограничного управления ФСБ России по "адрес" продлить Ивановой О.А. очередной отпуск "дата" год на время болезни.
Обязать начальника отряда пограничного контроля " "данные изъяты"" Пограничного управления ФСБ России по "адрес" перенести дату исключения Ивановой О.А. из списков личного состава отряда на "дата", обеспечив её по указанную дату положенными видами довольствия.
Обязать начальника отряда пограничного контроля " "данные изъяты"" Пограничного управления ФСБ России по "адрес" в месячный срок сообщить об исполнении решения в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд и административному истцу.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ивановой О.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.