Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., при секретаре Иванове С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. на решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 3 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" Каминова Славия Борисовича,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. от 9 декабря 2016 г. конкурсный управляющий закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Калмпетрол" (далее по тексту - ЗАО НК "Калмпетрол") Каминов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. В адрес Каминова С.Б. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 3 февраля 2017 г. вышеуказанные постановление и представление отменены. Производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Дорджиев Д.В. просит решение судьи отменить. Ссылается на то, что ЗАО НК "Калмпетрол" не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к данным субъектам, и не значится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Оконов У.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Конкурсный управляющий ЗАО НК "Калмпетрол" Каминов С.Б., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его защитник Болдырев М.П. просил оспариваемое решение судьи оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, в период с 12 сентября по 17 октября 2016 г. уполномоченными должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия на основании приказов от 29 августа 2016 г. N 167 и 30 сентября 2016 г. N 200 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО НК "Калмпетрол" обязательных требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны объектов и земель.
В ходе ее проведения административным органом было выявлено, что ЗАО НК "Калмпетрол" осуществляет деятельность с нарушением требований ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Обществом не представлены утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, т.е. конкурсным управляющим Каминовым С.Б. при обращении с отходами производства и потребления, образующимися в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности ЗАО НК "Калмпетрол", не приняты меры по соблюдению экологических требований.
В связи с этим должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия пришло к выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего ЗАО НК "Калмпетрол" Каминова С.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Лаганского районного суда пришел к выводу, что отнесение ЗАО НК "Калмпетрол" к объектам крупного бизнеса нельзя признать правомерным, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом не приняты во внимание положения ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", определяющей категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, исключают наличие в действиях конкурсного управляющего общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
С данными выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 2 ст. 18).
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (ч. 3 ст. 18).
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 4 ст. 18).
Из материалов дела следует, что ЗАО НК "Калмпетрол" осуществляет деятельность по добыче углеводородного сырья на Улан-Хольском нефтегазоконденсатном месторождении, в процессе которой образуются отходы производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что отходы образуются в результате текущего обслуживания технологического оборудования; производства регламентных, ремонтных и аварийно-восстановительных работ на эксплуатационных скважинах (прием и перекачка нефти, газоконденсата); эксплуатации сепарационных установок, установок подготовки к транспортированию нефти и газа; замены деталей технологического оборудования и т.п.; транспортировки нефти, очистки нефтепровода; эксплуатации, обслуживания и ремонта автотранспорта и автотракторной техники; обработки металла на металлообрабатывающих станках; вулканизации изношенных шин; работы аппарата управления; делопроизводства; производства ремонтно-строительных работ; приготовления пищи; проживания работников и т.п.
Данное обстоятельство никем не оспаривается.
При проведении проверки Обществом представлены паспорта опасных отходов I-IV классов опасности; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НК "Калмпетрол", разработанный в 2010 г., а также документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО НК "Калмпетрол" N 0002-ОТ от 11 января 2010 г. Срок действия установлен по 11 января 2016 г.
Таким образом, на момент проверки в ЗАО НК "Калмпетрол" отсутствовал документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из содержания ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" следует, что обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверки) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Суд, сославшись в оспариваемом решении на то, что административным органом не принято во внимание наличие законодательного регулирования категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в свою очередь не указал, каким условиям, установленным ч. 1.1 данной статьи для отнесения хозяйственного общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствует ЗАО НК "Калмпетрол".
Вместе с тем, анализ условий, определенных в ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, действовавшей на момент проведения проверки), не позволяет сделать вывод, что ЗАО НК "Калмпетрол" является субъектом малого и среднего предпринимательства и на него не распространяется обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, разрешении его в соответствии с законом, соблюдены не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 3 февраля 2017 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела следует проверить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, провести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела, и принять соответствующее решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ
решил:
решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 3 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК "Калмпетрол" Каминова С.Б. отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Лаганский районный суд Республики Калмыкия.
Судья В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.