Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.
при секретаре У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. к Правительству Республики Калмыкия и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении в отношении земельного участка рыночной стоимости,
установил:
К. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением (с уточнениями от 16 января 2017 года, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером *** общей площадью 3 738 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ***. Кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия", на 01 июня 2012 года составила 5660 565 руб. 54 коп. Полагая, что кадастровая стоимость завышена, истец обратился за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно заключению независимого оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка на указанную дату составила 1 458 000, 00 рублей. Просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 июня 2012 года.
В судебном заседании представитель административного истца М. поддержала заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Ц. не высказал возражений по существу заявленных требований.
Административный истец К., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Представители Правительства Республики Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, не сообщив суду о причинах неявки и не представив никаких доводов и возражений по поводу заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит уточненные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Как следует из представленных суду доказательств, К. на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, предоставленного для размещения автозаправочной станции, общей площадью 3738 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ***, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права серии ** N *** от 18 января 2013 года.
Таким образом, К. как собственник земельного участка, имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании его кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчета об оценке объекта оценки проводится в том числе в целях проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 518 от 24 декабря 2012г. "О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Республики Калмыкия" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Калмыкия, состоящих на кадастровом учете на 01 июня 2012г.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 23 ноября 2016 года N *** земельный участок с кадастровым номером *** имеет статус ранее учтенного и состоял на кадастровом учете до 01 июня 2012г.
Кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, согласно кадастровой справке, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия" 23 ноября 2016г., составила 5660 565, 54 руб. Кадастровая стоимость утверждена по состоянию на 01 января 2013 г.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, К. обратился к независимому оценщику Сорокину М.А. за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету N *** от 06 декабря 2016 года, составленному независимым оценщиком Сорокиным М.А. (включен в реестр оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 07 июля 2008 г. под регистрационным N 004691, свидетельство N 0017663 от 25 мая 2014 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 июня 2016г. составила 1458 000,00 рублей.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Экспертного совета общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N *** от 12 декабря 2016г., из содержания которого следует, что отчет об оценке N *** от 06 декабря 2016 года соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и заданию на оценку, выводы эксперта о величине рыночной стоимости объекта признаны обоснованными.
Изучив отчет об оценке и положительное экспертное заключение на него, суд приходит к выводу, что представленный истцом отчет является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный истцом отчет N *** от 13 октября 2016г., составленный независимым оценщиком Сорокиным М.А. подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Изложенные обстоятельства подтверждаются содержанием отчета, экспертного заключения на него, а также объяснениями оценщика Сорокина М.А., данными им в судебном заседании.
Учитывая изложенное, суд признает заявленное К. требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***по состоянию на 01 июня 2012 года 1 458 000, 00 руб., подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что истец обратился в суд 19 декабря 2016 года, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать эту дату.
В соответствии с приведенными нормами закона изменение данных в государственном кадастре недвижимости после вынесения судом соответствующего решения является обязанностью органа кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Исковые требования К. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося к землям населенных пунктов и предназначенного для размещения автозаправочной станции, общей площадью 3738 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, ***, в размере его рыночной стоимости, составляющей 1 458 000, 00 (один миллион четыреста пятьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 01 июня 2012 года на период с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи К. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Б.Т. Сангаджиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.