Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Трифоновой О.М., Султанова Р.А.,
при секретаре Горященоко В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района, действующего в интересах Борисовой И.А. к администрации муниципального образования Оренбургский район о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 28 ноября 2016 года,
установила
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области, действуя в интересах Борисовой И.А., (дата) года рождения, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, указав, что прокуратурой Оренбургского района Оренбургской области по обращению Борисовой И.А., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до достижения 18-летнего возраста, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о не предоставлении ей жилья, проведена проверка в ходе которой установлено нарушение жилищного законодательства.
Истец просил суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить нарушения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" путем предоставления жилого помещения Борисовой И.А., (дата) года рождения по договору найма специализированного жилого помещения.
В суде первой инстанции старший помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Борисова МА., истец Борисова И.А. заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Л. В.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на отсутствие в ЖК РФ требования о внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам, отсутствие финансирования из бюджета области на приобретение такого жилья.
Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заявление не явился, представил возражения на исковое заявление, в которых указал, что право Борисовой И.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в данном случае не нарушено, она включена в список претендентов на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма и жилье ей будет предоставлено в порядке очереди из таких же детей-сирот.
Решением Оренбургского районного суда оренбургской области от 28 ноября 2016 года исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" путем предоставления жилого помещения Борисовой И.А. (дата) года рождения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в иске отказать.
В суд апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, представитель Правительства Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры - Стиплина И.В., истца Борисову И.А., просивших оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Решение проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Борисова И.А. родилась (дата) года в ***
Согласно свидетельствам о смерти мать Борисовой И.А. - Б. Т.Ф. умерла (дата) года, отец Б. А.Е. умер (дата) года.
Распоряжением администрации Оренбургского района Оренбургской области от (дата) N *** над несовершеннолетней Борисовой И.А. установлена опека, опекуном назначена Б. Л.А. за несовершеннолетней закреплено право проживания по адресу: (адрес)
Таким образом, Борисова И.А. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до достижения ею возраста 18 лет.
(дата) Борисова И.А. обратилась в администрацию Оренбургского района Оренбургской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием собственной жилой площади.
Из справки администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от (дата) кроме Борисовой И.А. по адресу: (адрес) зарегистрированы: Б. З.М., Б. Ю.А., Б. А.Ю., Б. К.Ю.
Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от (дата) следует, что права на объекты недвижимого имущества за Борисовой И.А. не зарегистрированы.
Таким образом, Борисова И.А. не имеет собственного жилья, закрепленное за ней жилое помещение ей не принадлежит, на долю истца приходится менее 10 кв.м. площади в жилом доме, что не соответствует требованиям об обеспеченности жилым помещением, то есть фактически истец является лицом, не обеспеченным жилым помещением до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Борисова И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, достигла возраста 18 лет, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области обязанность предоставить Борисовой И.А. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств Оренбургской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; решение суда не должно предоставлять истцу Борисовой И.А. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по достижению возраста 18 лет или ранее в случае эмансипации, а по письменному заявлению такого лица по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву.
При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели.
Ссылка апеллянта на отсутствие в силу изменения закона права истца на внеочередное предоставление жилья, поскольку она внесена в список детей-сирот после внесения таких изменений, несостоятельна, поскольку отсутствие в 15-ФЗ и в Законе Оренбургской области от 27.02.2013 года N 1420 указания на сроки и очередность предоставления жилья данной категории лиц свидетельствует о том, что такое жилое помещение при наличии законных оснований предоставляется ребенку-сироте незамедлительно, как минимум при достижении возраста 18 лет.
При таких обстоятельствах решение суда соответствует нормам материального права и требованиям федерального и регионального законов в сфере защиты социальных прав детей-сирот.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 28 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.