Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Морозовой Л.В., Судак О.Н.,
при секретаре Плешивцевой К.Г.,
с участием прокурора Трофимова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ААА на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 09 декабря 2016 года по делу по его иску к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Октябрьский" о признании незаконным заключения служебной проверки, о признании незаконными приказов о дисциплинарном взыскании и увольнении, о восстановлении на работе, о взыскании заработка за время вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения истца ААА, его представителя адвоката Исанбаева И.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика МО МВД России "Октябрьский" Копырулиной С.Б., представителя ответчика УМВД России по Оренбургской области Липковича Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ААА обратился в суд с иском к УМВД России по Оренбургской области указывая, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации Межмуниципального отдела МВД России "Октябрьский" и состоял в должности инспектора отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД.
04 августа 2016г. УМВД России по Оренбургской области в отношении него было утверждено заключение служебной проверки по фактам не привлечения гражданина к административной ответственности и съезда без разрешения с маршрута патрулирования. По результатам данной служебной проверки было вынесено решение о его увольнении из органов внутренних дел в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у него дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
С заключением служебной проверки и с приказом о наложении дисциплинарного взыскания ознакомлен не был, копия не высылалась.
23 сентября 2016г. он получил ответ, в котором информация о наложении дисциплинарного взыскания по результатам служебной проверки от 04 августа 2016г. отсутствует, а также не указано об издании приказа об увольнении.
Также не было вручено уведомление о предстоящем увольнении от 06 сентября 2016г.
ААА, уточнив исковые требования, окончательно просил суд:
признать незаконными и необоснованными: заключение служебной проверки от 04 августа 2016г., приказ N N от 23 августа 2016г., приказ об увольнении N от 01 ноября 2016г., восстановить на службе в органах внутренних дел на ту же должность, взыскать заработок за время вынужденного прогула за период со 02 ноября 2016г. по 09 декабря 2016г. в сумме ***.
Определением суда от 17 ноября 2016г., к участию в деле в качестве соответчика привлечено МОМВД России "Октябрьский".
Ответчики иск не признали.
Решением суда ААА в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Октябрьский" о признании незаконными заключения служебной проверки, приказов о дисциплинарном взыскании и увольнении, о восстановлении на работе, о взыскании заработка за время вынужденного прогула отказано.
В апелляционной жалобе ААА, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, просит данное решение отменить, вынести по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В статье 49 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
В силу статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342 - ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (пункт 6).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (пункт 8).
Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию (пункт 14).
Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке (пункт 15).
Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона (пункт 17).
Согласно пункту 9 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ, о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (пункт 11 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342 - ФЗ).
Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами (пункт 12 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342 - ФЗ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заключением служебной проверки по факту нарушения законности вынесения постановлений по делу об административном правонарушении сотрудниками ГИБДД от 28 сентября 2015г. установлено, что 10 сентября 2015г. на имя начальника МОМВД России "Октябрьский" поступил рапорт начальника ОГИБДД МОМВД МВД России "Октябрьский" о том, что 27 августа 2015г. от прокурора Октябрьского района поступило три протеста об отмене в порядке статьи 25.11 КоАП РФ постановлений по делу об административном правонарушении, вынесенных инспектором (дорожно-патрульной службы) отдельного взвода дорожно-патрульной службы МОМВД России "Октябрьский" лейтенантом полиции ААА
Из объяснений ААА следует, что во время несения службы с 09 часов 00 минут до 21 часа 00 минут 23 августа 2015г. он вынес три постановления о привлечении к административной ответственности за управление транспортным средством не пристегнутым ремнем безопасности. При этом в фабуле не указал, что автомобили оборудованы ремнями безопасности.
Служебной проверкой установлено, что факт нарушения требований пункта 123 Приложения к приказу МВД РФ N 185 от 02 марта 2009г. "Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участникам дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" лейтенантом полиции ААА, выразившийся в непринятии мер к указанию в полном объёме фактических обстоятельств дела в фабуле постановления по делу об административном правонарушении, нашли свое подтверждение. Данное нарушение стало возможным в связи с недисциплинированностью.
С заключением служебной проверки от 28 сентября 2015г. ААА ознакомлен 28 сентября 2015, которое в установленном порядке не обжаловал.
Приказом начальника МОМВД России "Октябрьский" от 28 сентября 2015г. N 154 л/с ААА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора. Основание: заключение служебной проверки от 28 сентября 2015г. N 67.
Заключением служебной проверки от 07 октября 2015г. установлено, что 06 сентября 2015г. в соответствии со служебным заданием, утверждённым врио начальника УГИБДД УМВД России по Оренбургской области, врио начальника РОИО ГИБДД УМВД России по Оренбургской области осуществлена гласная проверка несения службы нарядами ДПС на закрепленных участках автодороги "Оренбург-Уфа" и "Казань-Оренбург-Акбулак-гр. Р.Казахстан" Октябрьского района в соответствии с указанием УМВД России по Оренбургской области от 25 апреля 2014г. "Об упорядочении несения службы на закрепленных участках основных автодорог области".
Наряд ДПС ГИБДД МОМВД России "Октябрьский" в составе старшего лейтенанта полиции и лейтенанта полиции ААА в 18 часов 15 минут нес службу на 644 км автодороги "Казань-Оренбург-Акбулак-гр. Р.Казахстан". В ходе проверки путевого листа отмечено отсутствие отметки механика о выпуске на линию, фактический пробег автомобиля не соответствовал записям в путевом листе, перепробег составил 600 км. У наряда ДПС отсутствовали бланки протоколов досмотра ТС.
С заключением служебной проверки ААА был ознакомлен 09 октября 2015г., данное заключение в установленном порядке им не обжаловано.
Приказом начальника УМВД России по Оренбургской области от 28 октября 2015 N 901 ААА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение требований пункта 65.11 Наставления по организации деятельности ДПС ГИБДД МВД России, выразившееся в заступлении на службу и несении службы без необходимых бланков процессуальных документов. Основание: заключение служебной проверки от 07 октября 2015.
ААА с приказом от 28 октября 2015 N 901 ознакомлен 29 октября 2015г., о чем имеется его подпись. В установленном порядке приказ не обжаловал, дисциплинарное взыскание не отменено.
Заключением служебной проверки от 25 марта 2016г. установлено, что 17 марта 2016г. в МОМВД России "Октябрьский" поступил рапорт начальника отдела полиции (дислокация п. Тюльган) МОМВД о том, что в целях проверки готовности наряда ДПС при заступлении на службу в соответствии с графиком несения службы на март 2016 года при проведении инструктажа подполковником внутренней службы ФИО9 выявлено, что ААА, прикомандированный для несения службы на территории Тюльганского района, прибыл на службу с нарушением форменного обмундирования в нарушение приказа МВД РФ от 02 марта 2009г. N 186 дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", пункта 65 "заступающие в наряд сотрудники должны быть одетыми в установленное по сезону форменное обмундирование, светоотражающую экипировку (для несущих службу в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, на стационарных постах ДПС, КПМ, а также работающих на местах ДТП), иметь опрятный внешний вид". Инспектор ДПС лейтенант полиции ААА при заступлении на службу имел неопрятный внешний вид, а именно: поясной ремень сильно изношен, на удерживающих лямках полукомбинезона отсутствуют регулировочные элементы, свитер от длительного ношения не соответствует росту и размеру сотрудника. Также в нарушение приказа МВД РФ N 575 от 26 июля 2013 "Об утверждении правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия" нарукавные шевроны сотрудника органов внутренних дел РФ должны быть пришиты на расстоянии 80 мм от верхней кромки рукава. При замере расположения нарукавных шевронов на форменном обмундировании инспектора ДПС лейтенанта полиции ААА данное расстояние составляло 102 мм, что является нарушением. По данному факту лейтенант полиции ААА пояснил, что свитер и брючный ремень приобретал за личные средства в 2012 году. Форменное обмундирование за время службы в МОМВД России "Октябрьский" не получал.
Несоблюдение установленных Правил ношения знаков различия на форме одежды, не опрятном внешнем виде (растянутом свитере, затертым ремнем (портупеей) при несении службы, подтверждается объяснением капитана полиции ФИО13, инспектора (дорожно-патрульной службы) (дислокация п. Тюльган) отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МОМВД.
Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность лейтенанта полиции ААА, является наличие неснятых дисциплинарных взысканий (выговор, объявленный приказом МОМВД России "Октябрьский" от 28 сентября 2015г. N 154 л/с, выговор, объявленный приказом от 28 октября 2015г. N 901).
Приказом начальника МОМВД России "Октябрьский" от 29 марта 2016г. N 38 л/с ААА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора за неисполнение пункта 10.1.3 должностного регламента (должностной инструкции), пункта 65 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, пункта 66 Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия, выразившееся в неопрятном внешнем виде, не соблюдении установленных Правил ношения знаков различия на форме одежды при несении службы 17 марта 2016г ... Основание: заключение служебной проверки МОМВД России "Октябрьский" от 25 марта 2016г. N 19.
ААА с приказом от 29 марта 2016г. N 38 л/с был ознакомлен 29 марта 2016г., о чем имеется его подпись. Приказ в установленном порядке не обжаловал, дисциплинарное взыскание не снято.
Заключением служебной проверки от 09 апреля 2016г. МОМВД России "Октябрьский" установлено, что 09 марта 2016г. на имя начальника ОГИБДД МОМВД России "Октябрьский" поступил рапорт начальника ОГИБДД МОМВД МВД России "Октябрьский" о том, что 14 января 2016г. ААА по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ был привлечен к административной ответственности несовершеннолетний гражданин и материал проверки направлен для рассмотрения в КДН и ЗП Октябрьского района. При оформлении административного протокола на месте находился владелец автомобиля, но разбирательство по данному факту было организовано ненадлежащим образом, в результате чего гражданин избежал административной ответственности за передачу права управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления и находящемуся в состоянии опьянения.
Тем самым, инспектором ААА нарушен пункт 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ от 07 февраля 2011 "О полиции", пункт 10.30 должностного регламента " ... предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению в пределах своих прав, принимать к нарушителям меры воздействия, предусмотренные законодательством ... ", статьи 24.1 КоАП РФ.
По результатам служебной проверки установлено, что причиной дисциплинарного проступка ААА послужило недобросовестное исполнение должностных обязанностей и личная недисциплинированность.
Отягчающим обстоятельством дисциплинарного проступка ААА послужило предоставление недостоверных сведений начальнику ОГИБДД при назначении дополнительной проверки по данному факту, а также два не снятых дисциплинарных взыскания (выговор на основании приказа от 28 сентября 2015г. N 154 л/с, выговор на основании приказа от 28 октября 2015г. N 901).
С заключением служебной проверки от 09 апреля 2016г. ААА ознакомлен 09 апреля 2016г., о чем имеется его подпись. В установленном порядке заключение не обжаловал.
Приказом начальника МОМВД России "Октябрьский" от 20 апреля 2016г. N 56 л/с ААА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Основание: заключение служебной проверки от 09 апреля 2016г. N 17.
С приказом от 20 апреля 2016 N 56 л/с ААА ознакомлен 20 апреля 2016г., о чем имеется его подпись. В установленном порядке приказ не обжаловал, дисциплинарное наказание не отменено.
Заключением служебной проверки от 16 мая 2016г. установлено, что 31 марта 2016г. в 09 часов 39 минут на телефон доверия УМВД России по Оренбургской области поступило сообщение, жалоба на действия должностных лиц ГИБДД. 11 апреля 2016г. данный материал поступил в МОМВД России "Октябрьский".
Проверкой установлено, что 29 марта 2016г. согласно графику несения службы инспекторами дорожно-патрульной службы отдельного взвода ДПС ГИБДД МО МВД России "Октябрьский" наряд автопатруля N N в составе, в том числе, ААА, с 09 часов 00 минут 29 марта 2016г. до 02 часов 00 минут 30 марта 2016г. исполнял государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения на маршруте патрулирования в п. Тюльган.
В нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ от 07 февраля 2011г. "О полиции", пункта 10.30 должностного регламента, статьи 24.1 КоАП РФ, инспектор ДПС лейтенант полиции ААА не принял меры к привлечению пассажира автомобиля к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, в ходе проведения разбирательства по факту привлечения 29 марта 2016г. гражданина к административной ответственности. Пассажира автомобиля не опросил, заявления водителя о том, что он и пассажир были пристегнуты ремнями безопасности, во внимание не принял, дело об административном правонарушении рассмотрел односторонне, с обвинительным уклоном. Как следует из материалов проверки, кроме рапорта лейтенанта ААА, вина гражданина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.6 КоАП РФ, ничем не подтверждается.
Причиной дисциплинарного проступка ААА послужило недобросовестное исполнение должностных обязанностей и личная недисциплинированность.
Отягчающим обстоятельством дисциплинарного проступка ААА послужило 4 неснятых дисциплинарных взыскания.
С заключением служебной проверки от 16 мая 2016г. ААА ознакомлен, о чем имеется его подпись. В установленном порядке данное заключение не обжаловал.
Приказом начальника МОМВД России "Октябрьский" от 18 мая 2016г. N 81 л/с ААА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за неисполнение требований пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона N 3-ФЗ от 07 февраля 2011г. "О полиции", пункта 10.30 должностного регламента, статьи 24.1 КоАП РФ, выразившееся в необоснованном принятии мер к привлечению гражданина к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ. Основание: заключение служебной проверки от 16 мая 2016 N 42.
С приказом от 18 мая 2016 N 81 л/с ААА ознакомлен 18 мая 2016г., о чем имеется его подпись. В установленном порядке приказ не обжаловал, дисциплинарное наказание не отменено.
Заключением служебной проверки, утвержденной 04 августа 2016г. Врио начальника УМВД России по Оренбургской области установлено, что 05 июля 2016г. в период времени с 12 час.30мин. по 13 час.45 мин. старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД N 1 УМВД России по Оренбургской области капитаном полиции ФИО12 в соответствии со служебным заданием проведена скрытая проверка за несением службы нарядом дорожно-патрульной службы ГИБДД МОМВД России "Октябрьский" в п. Тюльган.
Из рапорта капитана полиции ФИО12 следует, что 05 июля 2016г. в 12 часов 30 минут наряд а/п N N на патрульном автомобиле в составе капитана полиции ФИО13 и лейтенанта полиции ААА обнаружен на ул. Шахтостроительной поселка Тюльган, оба сотрудника находились рядом с патрульным автомобилем у края проезжей части.
В 12 часов 38 минут патрульный автомобиль начал движение по а/д "Чебеньки-Троицкое" и в 12 часов 41 минуту остановился на выезде из п. Тюльган, лейтенант полиции ААА остановил автомобиль Лада-Калина, водитель которого управлял автомобилем с нарушением требований правил пользования внешними световыми приборами (двигался без включенного света фар). После остановки транспортного средства ААА проверил у водителя документы, в нарушение требований пункта 103.2 Наставления по организации деятельности подразделений ГИБДД МВД России, не принял к водителю мер административного воздействия. В 12 часов 52 минуты сотрудники ДПС сели в патрульный автомобиль и направились в сторону п. Тюльган.
В 12 часов 53 минуты в нарушение требований пунктов 107, 164 Наставления съехали с участка патрулирования без соответствующего разрешения, заехали на шиномонтажную мастерскую. В 12 часов 58 минут сотрудники ДПС, не произведя никаких ремонтных работ на автомобиле, направились в п. Тюльган.
В 13 часов 00 минут наряд ДПС остановился на ул. Октябрьская у дом N 19, о чем имеется отметка в дежурной части. Лейтенант полиции ААА вышел из патрульного автомобиля, встал у края проезжей части и наблюдал за участниками дорожного движения, при этом мимо сотрудника следовали автомобили с нарушением требований ПДД РФ.
В 13 часов 15 минут лейтенант полиции ААА остановил автомобиль Рено-Логан, водитель которого (девушка) двигалась не пристегнутая ремнем безопасности, без включенного света фар. Проверив документы лейтенант полиции ААА в нарушение требований пункта 103.2 Наставления, не приняв к водителю мер административного воздействия, вернул документы водителю и разрешилпродолжить движение.
В период времени с 13 часов 18 минут до 13 часов 27 минут ААА надзором за дорожным движением не занимался, проводил манипуляции со своим мобильным телефоном, в нарушение требований мер личной безопасности, стоял спиной к проезжей части, при этом в 13 часов 25 минут мимо сотрудника следовал автомобиль ВАЗ-21074, водитель которого двигался не пристегнутым ремнем безопасности. В 13 часов 30 минут лейтенант полиции ААА остановил автомобиль ИЖ, водитель которого двигался без включенного света фар, не пристегнутый ремнем безопасности, не имея при себе документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 ПДД РФ и в 13 часов 31 минуту водитель вновь сел в свой автомобиль, развернулся и уехал. Позже, в ходе гласной проверки установлено, что ААА в нарушение требований КоАП РФ составил на водителя автомобиля ИЖ административный материал по ст. 12.6 КоАП РФ.
В 13 часов 34 минуты ААА остановил автомобиль ВАЗ 21054, водитель которого управлял автомобилем, будучи не пристегнутым ремнем безопасности, водитель привлечен к административной ответственности. В 13 часов 45 минут ААА сел в патрульный автомобиль и сотрудники ДПС начали движения из п. Тюльган по маршруту патрулирования. В 13 часов 45 минут проведение скрытого контроля окончено.
08 июля 2016г. истцом предоставлено объяснение в котором указано, что 05 июля 2016г. при несении службы в период времени с 12 час.30 мин до 13 час.45 мин. был остановлен водитель автомобиля Лада Калина за нарушение ПДД РФ. Он сделал ему устное замечание, административный протокол не составлял. В зоне маршрута патрулирования свернули на шиномонтажную мастерскую, чтобы подкачать колесо, но мастера не было, сразу же уехали. Автомобили, указанные при проведении скрытой проверки не были остановлены т.к. они двигались мимо автопатруля без нарушений ПДД, либо не доезжали до места несения службы, сворачивали во дворы домов. Водителю автомобиля Рено Логан сделал устное замечание за нарушение ПДД, в отношении водителя автомобиля ИЖ вынес один административный протокол, по другим нарушениям вынес ему устное замечание.
В ходе проверки установлено, что ААА нарушил требования пунктов 103.2, 107, 164 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 186дсп, пункта 1 статьи 4.4 КоАП РФ, выразившееся в непринятии мер административного воздействия к водителям, двигающимся с нарушениями правил дорожного движения, съезд с участка патрулирования без разрешения дежурного командира строевого подразделения, не составлении в отношении водителя ФИО10 протоколов по делу об административном правонарушении за каждое нарушение.
23 августа 2016г. УМВД России по Оренбургской области издан приказ N 791, которым ААА привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел по пункту 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя). Основание: заключение служебной проверки от 04 августа 2016г.
Согласно акту от 23 августа 2016 инспектор ААА с приказом УМВД России по Оренбургской области от 23 августа 2016 N 791 о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел ознакомиться отказался.
06 сентября 2016г. Врио помощника начальника и начальником МОМВД России "Октябрьский" составлено уведомление об увольнении со службы из органов внутренних дел Российской Федерации инспектора (дорожно-патрульной службы) отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МОМВД России "Октябрьский" ААА
Актом от 12 сентября 2016г. подтверждается, что ААА отказался под подпись от ознакомления с уведомлением о предстоящем увольнении. В акте ААА указал: " ознакомлен с решением не согласен".
Согласно листку нетрудоспособности от 21 сентября 2016г. истец находился на больничном с 21 сентября 2016г. по 30 сентября 2016г. Согласно листку нетрудоспособности от 03 октября 2016г. истец находился на больничном с 03 октября 2016г. по 11 октября 2016г.
18 октября 2016г. с сотрудником органов внутренних дел при увольнении проведена беседа, о чем в листе беседы имеется подпись ААА. В отношении истца 18 октября 2016г. также составлено представление к увольнению, с представлением к увольнению истец ознакомлен 18 октября 2016г.
Приказом N 271 л/с от 01 ноября 2016 с истцом расторгнут контракт, и он уволен в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 82 Федеральным законом от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При разбирательстве дела в суде первой инстанции в качестве свидетелей были допрошены государственный инспектор экзаменационного отделения МРЭО ГИБДД N 1 УМВД России по Оренбургской области ФИО11, и старший государственный инспектор МРЭО ГИБДД ФИО12, подтвердившие обстоятельства, установленные в ходе служебной проверки, утверждённой 04 августа 2016г.
Оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, предоставленные фотографии, копию тетради для записей оперативного дежурного, материалы служебной проверки, суд пришёл к выводу о том, что при проведении скрытой проверки были выявлены нарушения истцом требований п.п. 103.2, 107, 164 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России, утвержденного приказом МВД России от 02 марта 2009г. N 186дсп.
На основании представленных доказательств суд установилналичие фактов совершения ААА дисциплинарных проступков и неоднократное привлечение истца к дисциплинарной ответственности, соблюдение ответчиком порядка проведения служебной проверки, а также порядка наложения дисциплинарного взыскания.
При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд отклонил довод истца о незаконности служебной проверки так как в ней имеются ссылки на несуществующий приказ УМВД России по Оренбургской области от 28 октября 2016 N 901 и несуществующий приказ МОМВД России "Октябрьский" от 28 сентября 2016 N лс, указав, что данное обстоятельство не может являться основанием для признания служебной проверки незаконной, поскольку имеется приказ УМВД России по Оренбургской области от 28 октября 2015 N 901 и приказ МОМВД России "Октябрьский" от 28 сентября 2015 N лс которыми на истца наложены указанные в служебной проверке дисциплинарные взыскания, описка в указании года приказа не изменяет дату ранее совершенного дисциплинарного проступка и не влечет незаконности служебной проверки.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Таким образом, прекращение контракта по пункту 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N 342-ФЗ с ААА было законно, поскольку данный сотрудник совершил дисциплинарный проступок, имея ранее наложенные в письменной форме дисциплинарные взыскания, и на момент нарушения служебной дисциплины, выявленного заключением служебной проверки от 04 августа 2016 г., ранее наложенные дисциплинарные взыскания не были сняты.
Доводы жалобы истца о том, что он был необоснованно привлечён к дисциплинарной ответственности на основании приказов начальника МО МВД России "Октябрьский" N л/с от 20 апреля 2016г., N от 29 марта 2016г., N л/с от 18 мая 2016г. не опровергают выводов суда, поскольку истец указанные приказы не обжаловал, законность привлечения ААА к дисциплинарной ответственности на основании данных приказов не была предметом оценки суда.
Доводы жалобы истца о необоснованности выводов служебной проверки от 04 августа 2016 г., так как старшим экипажа был инспектор ОВ ДПС ОГИБДД МО МВД России "Октябрьский" ФИО13, который управлял патрульным автомобилем и принимал решение о маршруте движения и съезде с маршрута патрулирования, он, как лицо, обязанное соблюдать субординацию, не имел права указывать старшему наряда на его действия и принимать решения о докладе о съезде с маршрута и передвижениях, показания свидетелей ФИО14 и ФИО12 о двигавшихся мимо их экипажа автомобилях с нарушениями Правил дорожного движения ничем не подтверждаются, ФИО11 вообще не имел права в служебное время находиться в п. Тюльган, проводить скрытую проверку, различные описки при ссылке на приказы о наказании судом первой инстанции не были приняты во внимание, хотя они являлись существенными, в то время, как любое незначительное нарушение с его стороны руководством УМВД России по Оренбургской области воспринимается как грубейшее и обязательно влекущее самое суровое наказание, не влекут отмены решения, так как направлены на переоценку собранных по делу доказательств, между тем оценка доказательств является прерогативой суда.
Суд надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил собранные по делу доказательства, правильно установилпо делу юридически значимые обстоятельства, применил нормы материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ААА - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.