Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Трифоновой О.М., Раковского В.В.,
при секретаре Башатове И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах Долгуша (Садовой) А.П, к Администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" на решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 23 декабря 2016 года,
установила
Прокурор Новосергиевского района Оренбургской области, действуя в интересах Долгуша (Садовой) А.П., (дата) г.р., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области", указав в его обоснование на то, что прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области проведена проверка по обращению Долгуша (Садовой) А.П., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до достижения 18-летнего возраста, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, о не предоставлении ей жилья, в ходе которой установлено нарушение жилищного законодательства ответчиком.
Просил обязать администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" предоставить Долгуша (Садовой) А.П., (дата) года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, на семью из одного человека, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургский области, выделенных на эти цели.
В суде первой инстанции помощник прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Головко М.Н., истец Долгуша (Садовая) А.П. исковые требования поддержали по основания, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области" в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв с возражениями по существу иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Решением Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 23 декабря 2016 года исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Долгуша (Садовой) А.П., (дата) года рождения, на семью из одного человека, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств Оренбургской области Российской Федерации, выделенных на эти цели.
В апелляционной жалобе администрация МО "Новосергиевский район Оренбургской области" просит решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 23 декабря 2016 года отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В суд апелляционной инстанции представитель администрации МО "Новосергиевский район Оренбургской области", представитель Правительства Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Христич Т.В., возражавшей против отмены решения по доводам жалобы, истца Долгуша (Садовой) А.П., просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Садовая А.П. родилась (дата) года в ***
Из свидетельства о рождении усматривается, что ее родителями являются С.И.Н. и С.П,И,.
Основанием записи сведений об отце является заявление матери Садовой А.П. - С. И.Н. от (дата).
Согласно решению Новосергиевского районного суда Оренбургской области от (дата) С. И.Н. лишена родительских прав в отношении своей дочери Садовой А.П., (дата) года рождения.
Таким образом, Садовая А.П. приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей до достижения ею возраста 18 лет.
Из свидетельства о заключении брака следует, что Садовая А.П. (дата) вступила в брак с Д. А.Ю. После заключения брака, ей присвоена фамилия Долгуша.
На основании постановления администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" N *** от (дата) Долгуша (Садовая) А.П. поставлена на регистрационный учет при администрации Новосергиевского района для получения жилья.
Из аттестата об основном общем образовании, выданном (дата) следует, что Садовая А.П. в *** году окончила МБОУ " ***" и получила основное образование.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Долгуша (Садовая) А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, достигла возраста 18 лет, при этом окончила образовательное учреждение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на администрацию МО "Новосергиевского района Оренбургской области" обязанность предоставить Долгуша (Садовой) А.П. благоустроенное, применительно к данному населенному пункту жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; решение суда не должно предоставлять истцу Долгуша (Садовой) А.П. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву. Соответственно, после получения образования Долгуша (Садовой ) А.П. у органа местного самоуправления в силу закона возникает обязанность по обеспечению её специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Кроме того, ни федеральным ни региональным законами не предусмотрено обеспечение специализированным жильем данной категории лиц в порядке очередности в зависимости от даты принятия на учет нуждающихся в предоставлении жилья, в связи с чем доводы жалобы относительно наличия списка очередников в органе местного самоуправления не опровергают законность вывода суда о возникновении у ответчика такой обязанности по достижении истцом возраста 18 лет незамедлительно.
Иных доводов, влияющих на законность оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Новосергиевского районного суда Оренбургской области от 23 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Новосергиевский район Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.