Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
судей Федотовой Л.Б., Кудряшова В.К.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Трофимова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора (адрес) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" об обязании ограничений доступа к интернет - ресурсам,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по (адрес) на решение Ленинского районного суда (адрес) от (дата).
Заслушав доклад судьи Хакимовой, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности посредством мониторинга интернет-ресурсов. В результате проверки выявлен сайт, содержащий информацию о способах изготовления и применения взрывных устройств, по следующему адресу: http://www.exploders.info/articles/0/120.html.
Доступ к указанному сайту противоречит Федеральному закону от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и положениям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологий и о защите информации", в частности п. 6 ст. 10 указанного закона, согласно которому запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно государственному контракту на оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет заключенному прокуратурой Оренбургской области и Оренбургским филиалом ОАО "Ростелеком" от 29 декабря 2015 года N 202, ОАО "Ростелеком" оказывает услуги по предоставлению доступа к сети Интернет.
Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание национальной, расовой или религиозной розни, подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.
Прокурор просил суд обязать Оренбургский филиал "Ростелеком" путем блокировки сайта по доменному имени на DNS - серверах в зоне ответственности Оренбургского филиала Публичное акционерное общество междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" (далее ПАО "Ростелеком") ограничить доступ неопределенного круга лиц к интернет-ресурсу, на котором имеется информационный материал об изготовлении и применении взрывных устройств, по электронному адресу: ttp://www.exploders.info/articles/0/120.html.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 ноября 2016 года административные исковые требования прокурора Дзержинского района города Оренбурга удовлетворены.
Суд постановил:обязать ПАО "Ростелеком" в зоне ответственности Оренбургского филиала путем блокировки сайта по доменному имени на DNS - сервере ограничить доступ неопределенного круга лиц к интернет-ресурсам, на которых имеется информационный материал об изготовлении и применении взрывных устройств, по электронному адресу: -http://www.exploders.info/articles/0/120.html
С таким решением не согласилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области, в апелляционной жалобе просят решение отменить, поскольку оно не соответствует требованиям Федерального закона N 149-ФЗ. Суд принял решение, которым обязал ограничить доступ к интернет-ресурсу лишь филиал одного из операторов сваязи, однако решение суда, касающееся лишь филиала одного из операторов связи направлено не на устранение нарушения закона, а носят декларативный, формальный характер. Это решение не повлечет защиты прав неопределенного круга лиц, так как размещенная информация будет доступна через других операторов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области Л.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил в ее удовлетворении отказать, полагая, что судом при вынесения решения действующее законодательство не нарушено.
Другие лица, участвующие в рассмотрении дела в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенны надлежащим образом, судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в без их участия.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя заинтересованного лица и прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ПАО "Ростелеком" является интернет-провайдером и осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью интернет, то есть в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" является оператором связи и оказывает телематические услуги связи в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года N 575.
В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности интернет-ресурсов выявлен сайт, содержащий информацию о способах изготовления и применения взрывных устройств, по следующему адресу: http://www.exploders.info/articles/0/120.html.
Указанная информация, распространяемая посредством сети "Интернет" является запрещенной для распространения, поскольку способствует террористической деятельности, представляющей опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства и за осуществление которой, предусмотрена уголовная ответственность.
Удовлетворяя требования административного истца и обязывая административного ответчика ПАО "Ростелеком" в лице Оренбургского филиала путем блокировки сайта по доменному имени на DNS - серверах в зоне ответственности Оренбургского филиала ОАО "Ростелеком" ограничить доступ неопределенного круга лиц к интернет-ресурсу, на котором имеется информационный материал об изготовлении и применении взрывных устройств, по электронному адресу http://www.exploders.info/articles/0/120.html, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик выступает ее распространителем в отношении других лиц.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается и полагает решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N-149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).
В соответствии с частью 5 статьи 15 ФЗ N-149, передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
При этом Федеральным законом от 28 июля 2012 года " 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ внесена статья 15.1, вступившая в силу с 01 ноября 2012 года.
Указанная статья предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу части 4 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Частью 5 указанной статьи установлено, что основаниями для включения в реестр сведений о доменных именах и (или) указанных станиц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 N 1101 (п. 5) основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) или суда.
Из изложенного следует, что основанием для включения информации в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является решение уполномоченного органа, а именно Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, либо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также судебный акт, которыми указанная информация признана запрещенной к распространению.
При этом порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, определен вышеназванными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 N 1101, и Временным порядком взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядком получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденными Роскомнадзором 25 октября 2012 года.
Согласно п. 7 Правил обращение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, после поступления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и (или) оператору реестра, Роскомнадзор или оператор реестра в течение суток направляют запрос в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, с указанием страницы сайта в сети "Интернет", о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации.
Информация о решении, принятом по указанному запросу, должна быть представлена уполномоченным органом в Роскомнадзор и (или) оператору реестра в электронном виде в течение суток после получения такого запроса.
Если же имеется вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, то Роскомнадзор и (или) оператор реестра в течение суток со дня его получения, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись (п. 9 Правил).
Одновременно с включением в единый реестр информации о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в сети "Интернет" уполномоченный сотрудник Роскомнадзора и (или) оператора реестра определяет провайдера хостинга, обеспечивающего размещение в сети "Интернет" указанного сайта; направляет провайдеру хостинга в электронном виде уведомление на русском и английском языках о включении в единый реестр доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет"; вносит в реестровую запись сведения о провайдере хостинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных с указанием даты и времени направления уведомления провайдеру хостинга (п. 11 Правил).
При этом, в соответствии с частями 7, 8 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток. В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер, указанных в частях 7, 8 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.
И только после проведения указанных процедур, как следует из части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ, в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Аналогичные положения содержат и вышеназванные Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 N 1101, регламентирующие указанные процедуры.
В Роскомнадзор или к оператору реестра с обращением о наличии на указанных выше страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации прокурор не обращался, сведений об обращении иных лиц не представлено.
Сведений о том, что информация о доменных именах и (или) указателях страниц названных сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, внесены в Единый реестр, суду не представлено.
Сведений о том, что в отношении информации, распространяемой с использованием указанных в исковом заявлении сайтов, доступ к которым обеспечивает оператор связи, уполномоченным органом принято решение или имеется судебный акт, которыми указанная информация признана запрещенной к распространению, суду также не представлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных к одному из филиалов ПАО "Ростелеком" как оператору связи, оказывающему услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требований об ограничении доступа к названным интернет-сайтам не имеется. Выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании положений материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон.
При таких обстоятельствах, решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 ноября 2016 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 ноября 2016 года отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Дзержинского района города Оренбурга к Публичному акционерному обществу междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" об обязании ограничений доступа к интернет - ресурсам отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.