Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу Кубагушева С.К. на вступившие в законную силу постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Саракташскому району от 26 октября 2016 года N ***, решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 01 декабря 2016 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 20 января 2017 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кубагушева С.К.,
установил:
постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Саракташскому району от 26 октября 2016 года N ***, оставленным без изменения решением судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 01 декабря 2016 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 20 января 2017 года, Кубагушев С.К. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание с применением ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Кубагушев С.К. просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, судебных решений и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в ч.ч. 2 - 7 настоящей статьи.
Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 Правилами дорожного движения Российской Федерации (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), в соответствии с которыми запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (пп. 1 и 2 ст. 19 указанного Федерального закона и п. 11 указанных Основных положений).
В силу п. 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), запрещается эксплуатация транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 26 октября 2016 года в 16 часов 10 минут на 60 км автодороги Каменно-Озерное - Медногорск (территория Саракташского района Оренбургской области) Кубагушев С.К. управлял транспортным средством - автомобилем марки " ***", г/н ***, собственник которого не исполнил установленную п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанность по страхованию гражданской ответственности, о чем Кубагушеву С.К. было известно.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе и признательными объяснениями Кубагушева С.К., и доводами настоящей жалобы не оспариваются, а потому должностным лицом сделан правильный вывод о наличии в действиях Кубагушева С.К. объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Кроме того, из материалов дела следует, что при указанных выше обстоятельствах, относящихся к событию административного правонарушения, Кубагушев С.К. управлял названным транспортным средством, в конструкцию которого в нарушение п. 2.3.1 Правил дорожного движения и п. 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, внесены изменения без согласования с органами ГИБДД (кустарным способом установлены дополнительные борта высотой 123 см).
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом инспектора ДПС ОГИБДД Ш.А.А. и приложенным к нему фотоматериалом, а также его показаниями в судах первой и второй инстанций.
В жалобе Кубагушев С.К., не оспаривая факта привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Указывает, что установка дополнительных надставных бортов на кузове автомобиля *** не является изменением конструкции транспортного средства, требующим разрешения ГИБДД.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 (далее - Технический регламент), определено, что исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.
Требования в отношении отдельных, наиболее характерных видов изменений, вносимых в конструкцию транспортного средства, ранее выпущенного в обращение и уже находящегося в эксплуатации, установлены приложением N 9 к Техническому регламенту.
В свою очередь, в конструкцию транспортного средства могут вноситься любые виды изменений, которые не ухудшают безопасность транспортного средства в целом. Однако все вносимые изменения требуют проведения оценки соответствия техническому регламенту.
Проверка выполнения указанных требований безопасности осуществляется в ходе проведения предварительной технической экспертизы конструкции в соответствии с п. 75 Технического регламента.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства с выдачей территориальным подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения заявителю свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к Техническому регламенту, или отказом в его выдаче с указанием причин (п.п. 78 - 79 Технического регламента).
Габаритные и весовые параметры транспортных средств относятся к основным параметрам их конструкций, определяющих соответствующий тип модели (базовая бортовая, грузовая машина, седельный тягач, удлиненный тягач). Соответственно, увеличение высоты бортов транспортного средства (установка дополнительных, надставных бортов) является изменением конструкции транспортного средства. Поскольку в результате этого изменяются технические характеристики: габаритные размеры, снаряженная, полная масса, нагрузки на оси, грузоподъемность транспортного средства, участвующего в дорожном движении, данные изменения влияют на безопасность дорожного движения.
С учетом приведенных положений Технического регламента увеличение высоты бортов транспортного средства (установка дополнительных, надставных бортов) допускается только в пределах, разрешенных заводом - изготовителем и прошедших оценку соответствия в составе данного типа транспортного средства. Во всех остальных случаях необходимо проходить процедуру внесения изменений в конструкцию транспортного средства, предусмотренную указанным Техническим регламентом в ГИБДД.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что внесенные в конструкцию транспортного средства автомобиля марки ***, г/н ***, изменения были сделаны в установленном законом порядке, действия Кубагушева С.К. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Таким образом, Кубагушев С.К. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Доводы настоящей жалобы аналогичны по своему содержанию доводам жалоб, рассмотренным судьями первой и второй инстанций, сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций и не влекут отмену обжалуемых решений, так как они не опровергают правильные выводы о наличии в действиях Кубагушева С.К. составов вмененных ему административных правонарушений.
Постановление о привлечении Кубагушева С.К. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ с соблюдением требований ч. 2 и ч. 3 ст. 4.4 указанного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Саракташскому району от 26 октября 2016 года N ***, решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 01 декабря 2016 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 20 января 2017 года, вынесенные в отношении Кубагушева С.К. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.5, ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Кубагушева С.К. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.