Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 15 марта 2017 г. по делу N 33а-399/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Шинкове В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 13 декабря 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Баракова А.В. об оспаривании решения начальника ФГКУ " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения) о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Бараков А.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на том основании, что он распорядился ранее предоставленным за счет военного ведомства жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", утратив возможность его сдачи жилищным органам.
Бараков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил законность указанного решения, просил обязать начальника управления жилищного обеспечения восстановить его с семьей на жилищном учете.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Бараков А.В. указывает на то, что им в судебном порядке были приняты меры по изменению договора найма ранее предоставленного ему жилого помещения. Он утверждает, что предоставленное жилье не соответствовало учетной норме на состав семьи из трех человек. По его мнению, общая площадь приходившейся на него доли названного жилого помещения с учетом членов его новой семьи также ниже учетной нормы, установленной в "адрес" области. Административный истец полагает, что имеет право состоять на жилищном учете ввиду истечения установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня утраты права на жилое помещение.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции достоверно установлено и из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году Баракову А.В. на состав семьи их трех человек за счет Министерства обороны РФ было предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м., жилой площадью N кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ году брак между административным истцом и его супругой был расторгнут, а в ДД.ММ.ГГГГ году выехал из жилого помещения и снялся с регистрационного учета по месту жительства в нем.
По смыслу положений пп. 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания в период военной службы, предоставляется возможность получить это жилье в собственность. При этом необходимым условием повторного предоставления жилого помещения военнослужащим является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный закон возлагает на Министерство обороны РФ (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимание обстоятельств.
Решением Собрания представителей г. "адрес" области от ДД.ММ.ГГГГ г. N N учетная норма для принятия на учет на улучшение жилищных условий установлена в размере N кв.м. жилой площади на одного человека.
Таким образом, будучи обеспеченным за счет военного ведомства жилым помещением выше учетной нормы, Бараков А.В. по личным мотивам утратил право пользования этим жилым помещением, оставив его бывшей супруге, и при отсутствии реальной возможности сдать это жилье фактически поставил вопрос о получении еще одного жилого помещения.
Поскольку условия о сдаче ранее предоставленного жилого помещения Бараковым А.В. выполнены не были, законных оснований для принятия его на жилищный учет с целью получения еще одного жилого помещения за счет военного ведомства не имелось даже по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, применительно к п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения начальника управления жилищного обеспечения о снятии истца с данного учета.
Данный вывод соответствует разъяснениям, изложенным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8, согласно которым в случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти.
Обращение истца в ДД.ММ.ГГГГ году в судебные органы с иском об изменении договора найма указанного жилого помещения не свидетельствует об исчерпывающем характере мер, предпринятых им для выделения доли в указанном жилом помещении и сдачи ее жилищным органам Министерства обороны РФ.
Что касается правового статуса членов семьи военнослужащего, то он производен от правового статуса самого военнослужащего и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 13 декабря 2016 г. по административному исковому заявлению Баракова А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.