Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочергиной Е.Ю.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Тулуш Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению С. к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" о признании незаконным бездействия по оформлению документов на пенсию по выслуге лет, возложении обязанности по оформлению пенсию за выслугу лет и выплате пенсии за прошлое время, взыскании денежной компенсации за задержку выплаты пенсии, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя истца В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 09 ноября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва) о признании незаконным бездействия по оформлению документов на пенсию по выслуге лет, возложении обязанности по оформлению пенсию за выслугу лет и выплате пенсии за прошлое время, взыскании денежной компенсации за задержку выплаты пенсии, компенсации морального вреда, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва от 05 июня 2015 года N лс уволен по п. "в" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 05 июня 2015 года по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Выслуга лет по состоянию на 05 июня 2015 года составляет в календарном исчислении ** лет ** месяцев ** дней, в льготном исчислении ** лет ** месяцев ** дней. Вследствие бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва, пенсия за выслугу лет С. до настоящего времени не оформлена. Просил суд признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва по оформлению документов на пенсию по выслуге лет, обязать ответчика исполнить свои обязанности по оформлению ему пенсии по выслуге срока службы в установленный законом срок, обязать ответчика выплатить ему пенсию за прошлое время, то есть с момента возникновения права на пенсию - 05 июля 2015 года, выплатить ему денежную компенсацию, предусмотренную ст. 236 ТК РФ в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок суммы пенсии за каждый день задержки, начиная с момента возникновения права на пенсию 05 июля 2015 года и по день фактического расчета включительно, взыскать компенсацию морального вреда в размере ** руб., расходы на оплату услуг представителя в размере ** руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 09 ноября 2016 года в удовлетворении искового заявления С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что суд связывает право на пенсионное обеспечение с подачей С. заявления о назначении пенсии. Часть 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу и приравненные к ней службы. Считает, что кадровые органы УФСИН России по Республике Тыва должны были назначить ему пенсию за выслугу лет с 05 июня 2015 года, а после увольнения с военной службы С. выплата пенсии должна быть возобновлена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва М. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции истец С. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело без его участия согласно ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва и третьего лица УФСИН России по Республике Тыва М. в заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12.02.1993 года N 4468-1).
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В силу ст. 51 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы (ст. 6 Закона N4468-I).
В силу ст. 53 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Согласно ст. 54 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Федеральный законодатель установилв Законе N 4468-I порядок назначения и выплаты пенсии по выслуге лет. В соответствии со ст. 54 данного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Поэтому без надлежащего обращения лица, претендующего на назначение пенсии с соответствующими документами, назначение пенсии не может быть осуществлено.
Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 426-О и от 23 мая 2006 года N 159-О).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что С. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва от 05 июня 2015 года N лс он уволен по п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 по выслуге срока службы, дающего право на пенсию с 05 июня 2015 года. Выслуга лет по состоянию на 05 июня 2015 года составляет в календарном исчислении ** лет ** месяцев ** дней, в льготном исчислении ** лет ** месяцев ** дней.
Согласно листу собеседования старший прапорщик внутренней службы С. 05 июня 2015 года ознакомлен со статьями 58, 59, 60, 61, 63, 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа от 30 июня 2015 года N, С. зачислен в списки личного состава с 11 июня 2015 года приказом Статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N на воинскую должность ** обеспечения войсковой части **, **.
Как следует из выписки из приказа от 05 февраля 2016 года N, С. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
Согласно ответу военного комиссара Республики Тыва Т., С. за назначением пенсии по линии Министерства обороны РФ в военкомат не обращался и пенсия ему не назначалась
Истец не представил доказательств, подтверждающих его обращение в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет либо невозможности подачи указанного заявления, возникшей по вине ответчика.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, правомерно исходил из того, что на момент увольнения он имел право на получение пенсии за выслугу лет, назначение такой пенсии носит заявительный характер, однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обращения в установленном законом порядке с соответствующим заявлением в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва истцом не представлено, поэтому оснований для удовлетворения его исковых требований не имеется. В связи с этим и верен вывод суда и об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами.
С таким выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и соответствует обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно; судом дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 марта 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.