Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Оюн С-С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Мангыр Б.М. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании ответов незаконными, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства по апелляционной жалобе представителя истца Сан-оол С.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Мангыр Б.М. обратилась в суд к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество РТ, Министерство) с данным иском, указывая на то, что с 2012 года Минземимущество РТ отказывает ей в оформлении права на земельный участок с кадастровым номером **, находящийся по адресу: **, общей площадью 1 500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок был предоставлен ей на основании распоряжения министра Минземимущество РТ N ** от 23 марта 2012 года. Данное распоряжение отменено решением Кызылского городского суда Республики Тыва 24 декабря 2012 года. ** 2016 года в газете "Тувинская правда" опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении указанного земельного участка. 05 октября 2016 года Министерство отказало ей в предоставлении указанного земельного участка в связи с поступлением заявлений от иных лиц о намерении участвовать в аукционе. До настоящего времени аукцион не проведен. Просила признать незаконными ответы Минземимущества РТ от 12 августа 2016 года N ОГ- ** и от 5 октября 2016 года N ОГ- **, обязать Минземимущество РТ заключить с ней договор аренды указанного земельного участка на срок 20 лет для индивидуального жилищного строительства.
Решением Кызылского городского суда от 19 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований Мангыр Б.М. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Сан-оол С.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска Мангыр Б.М. в полном объеме, указывая на то, что испрашиваемый земельный участок сформирован в государственном кадастре недвижимости, свободен от прав третьих лиц. Непроведение аукциона и незаключение договора аренды земельного участка с Мангыр Б.М. в отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка нарушает ее законные права и интересы.
В судебном заседании Мангыр Б.М. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Представитель Минземимущества РТ в судебное заседание не явился, Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, ходатайства об отложении судебного заседания от него не поступало. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие его представителя.
Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В интересах законности суд апелляционной инстанции вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением Минземимущества РТ от 23 марта 2012 года N ** Мангыр Б.М. был предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: ** с разрешенным использованием (назначением) для индивидуального жилищного строительства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 24 декабря 2012 года, вступившим в законную силу, распоряжение Минземимущества РТ от 23 марта 2012 года N ** признано незаконным, на Минземимущество РТ возложена обязанность отменить указанное распоряжение.
05 июля 2016 года Мангыр Б.М. обратилась в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, имеющего адресные ориентиры: **, **, с кадастровым номером **, для индивидуального жилищного строительства.
** 2016 года в газете "Тувинская правда" опубликовано информационное сообщение Минземимущества РТ о предоставлении в аренду указанного земельного участка, заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданам предложено подать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в течение 30 дней со дня опубликования извещения.
Из ответа Минземимущества РТ от 05 октября 2016 года N ОГ- ** следует, что Мангыр Б.М. отказано в предоставлении земельного участка без проведения аукциона на основании п. 1 ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, в связи с поступлением в течение 30 дней со дня опубликования заявления от иных лиц о намерении участвовать аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что наличие заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка исключает возможность предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона.
С таким выводом судебная коллегия не согласна по следующим основаниям.
Согласно подп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7 ст. 39.18).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.
По общему правилу, обязанность доказать законность решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемое действие (бездействие).
Судом при подготовке дела к судебному разбирательству в качестве юридически значимого обстоятельства определена законность действия (бездействия), решения ответчика, и бремя его доказывания возложено на стороны (л.д. 2). Копия определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству получена ответчиком 23 ноября 2016 года (л.д. 27).
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд не учел, что изложенный в ответе Минземимущества РТ от 05 октября 2016 года N ОГ- ** довод о поступлении заявлений от иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, о намерении участвовать аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка ответчиком документально не подтвержден. Заявления указанных лиц суду первой инстанции не были представлены.
Более того, на запрос судебной коллегии от 07 марта 2017 года о предоставлении суду указанных заявлений и журнала регистрации входящей корреспонденции Минземимущества РТ за 2016 год ответ из Минземимущества РТ в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) не поступил, запрашиваемые документы судебной коллегии не представлены.
Следовательно, законность отказа в предоставлении истцу в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона ответчиком не доказана.
Согласно п. 5 ст. 39.18 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Несмотря на то, что истцом заявлено требование о возложении на Минземимущество РТ обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возражений относительно данного искового требования, в том числе сведений о необходимости образования или уточнения границ испрашиваемого земельного участка или необходимости принятия в данном случае решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, от ответчика не поступало.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным ответа Минземимущества РТ от 5 октября 2016 года N ОГ- ** об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона и о возложении на Минземимущество РТ обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вопрос о сроке предоставления земельного участка в аренду относится к компетенции Минземимущества РТ, в связи с чем требование истца о возложении на ответчика обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка на срок 20 лет, не подлежит удовлетворению.
Также не подлежит удовлетворению требование истца о признании незаконным ответа Минземимущества РТ от 12 августа 2016 года NОГ- **, в котором сказано, что на основании ст. 39.18 Земельного кодекса РФ Минземимуществом РТ подготовлено отношение в редакцию газеты "Тувинская правда" об опубликовании информационного сообщения о предоставлении земельного участка, так как данный ответ соответствует положениям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, прав и законных интересов истца не нарушает.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении искового заявления в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
"Иск Мангыр Б.М. удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 05 октября 2016 года N ОГ- ** об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить с Мангыр Б.М. договор аренды земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении остальной части исковых требований МАнгыр Б.М. отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 марта 2017 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.