Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе: председательствующего Соскал О.М., судей Кочергиной Е.Ю., Сат Л.Б., с участием прокурора Ооржак С.А., при секретаре Ажи А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску и.о.прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" об обязании устранить нарушения федерального законодательства путём формирования общего нормативного запаса топлива по апелляционному представлению помощника прокурора г. Кызыла Республики Тыва Кара-Сал Ч.Ч.на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику об обязании устранить нарушения федерального законодательства путем формирования общего нормативного запаса топлива, указывая на то, что прокуратурой Барун-Хемчикского района Республики Тыва проведена проверка соблюдения ГУП РТ "УК ТЭК 4" требований законодательства о теплоснабжении. В ходе проверки выявлены нарушения, а именно предприятием к 01 ноября 2016 нормативы запасов топлива для Ак-Довуракского участка в размерах: общий - 4,27 тыс. тонн, неснижаемый - 0,81 тыс. тонн, эксплуатационный -3,46 тыс. тонн, не созданы, и по состоянию на 09 ноября 2016 года на Ак-Довуракском участке было 346, 332 тонн угля. По мнению прокурора, отсутствие на теплоснабжающем предприятии нормативного запаса угля для стабильной работы котельной в условиях резкого снижения температуры наружного воздуха может привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Просил обязать ГУП РТ "УК ТЭК 4" устранить нарушения требований федерального законодательства путем формирования общего нормативного запаса топлива - угля на ноябрь 2016 года в размерах: общий 4,27 тыс.тонн, неснижаемый - 0,841 тыс. тонн, эксплуатационный - 3,46 тыс. тонн.
15 декабря 2016 года истец уточнил иск и просил обязать ГУП РТ "УК ТЭК 4" устранить нарушения требований федерального законодательства путем формирования общего нормативного запаса топлива угля в срок к 01 декабря 2016 на декабрь 2016 года в размерах: общий - 6,39 тыс. тонн, неснижаемый - 1,21 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,18 тыс. тонн; к 01 января 2017 года на январь 2017 года в размерах: общий - 7,29 тыс. тонн, неснижаемый - 1,53 тыс.тонн, эксплуатационный -5,76 тыс. тонн; к 01 февраля 2017 года на февраль 2017 года в размерах: общий - 6,86 тыс. тонн, неснижаемый - 1,30 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,56 тыс. тонн; к 01 марта 2017 года на март 2017 года в размерах: общий - 4,42 тыс. тонн, неснижаемый - 0,84 тыс. тонн, эксплуатационный - 3,58 тыс. тонн; к 01 апреля 2016 года на апрель 2017 года в размерах: общий -3,64 тыс. тонн, неснижаемый - 0,69 тыс. тонн, эксплуатационный - 2,95 тыс. тонн.
Решением суда иск прокурора оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, помощник прокурора г. Кызыла Республики Тыва внес апелляционное представление, в котором просит судебное решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что ответчиком общий нормативный запас топлива на Ак-Довуракском участке не создан, а исковые требования были направлены на обеспечение общего нормативного запаса топлива, в то время как суд, руководствуясь тем, что неснижаемый запас угля соответствовал нормативу, необоснованно отказал в удовлетворении иска.
Прокурор Ооржак С.А. поддержала доводы апелляционного представления по указанным в нём доводам.
Иные участвующие в деле лица своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, о дне и времени рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее Постановление N 794), во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации утвердило Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В приложении к постановлению N 794 указан перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Так, Минэнерго России создает функциональную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно главе 2 Устава ГУП РТ "УК ТЭК 4", предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.
Из п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 N 115 (далее Приказ N 115) следует, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
В обоснование иска прокурор ссылается на Приказ Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Приказ N 377), которым установлены правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Согласно Приказу N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Постановление Госстроя N 170), готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, актом на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных и инженерного оборудования зданий, актом технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Все акты утверждаются до 15 сентября.
В пункте 3.2 постановления Правительства Республики Тыва от 08 июня 2009 года N 262 "Об утверждении правил подготовки и проведения отопительного сезона в Республике Тыва" предусмотрено, что подготовка к отопительному сезону включает: создание нормативных неснижаемых запасов основного и резервного топлива, а также аварийных запасов материально-технических ресурсов для устранения технологических аварий и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно Приказу Министра топлива и энергетики Республики Тыва от N 67-ОД от 15 сентября 2016 года утверждены нормативы запасов топлива для ГУП РТ "УК ТЭК 4", которым для Ак-Довуракского участка утверждены нормативы запасов топлива, которые по состоянию на 01 ноября 2016 года: общий - 4,27 тыс. тонн, неснижаемый - 0,81 тыс. тонн, эксплуатационный -3,46 тыс. тонн; на 01 декабря 2016 года должны быть в размере: общий - 6,39 тыс. тонн, неснижаемый - 1,21 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,18 тыс. тонн; на 01 января 2017 года должны быть в размере: общий - 7,29 тыс. тони, неснижаемый - 1,53 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,76 тыс. гони; на 01 февраля 2017 года должны быть в размере: общий - 6,86 тыс. тонн, неснижаемый - 1,30 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,56 тыс. тонн; на 01 марта 2017 должны быть в размере: общий -4,42 тыс. тонн, неснижаемый - 0, 84 тыс. тонн, эксплуатационный - 3,58 тыс. тонн; на 01 апреля 2016 должны быть в размере: общий -3,64 тыс. тонн, неснижаемый - 0,69 тыс. тонн, эксплуатационный - 2,95 тыс. тонн.
Судом установлено, что ГУП РТ "УК ТЭК 4" заключило договоры на поставку угля с несколькими организациями, а именно договор N КХП000933 от 31 декабря 2015 года с ООО "Тувинская горнорудная компания", срок действия договора до 31 декабря 2016 года; N 01/У от 31 августа 2016 года с ООО "Каа-Хемская ТЭК", срок действия договора до 01 июня 2017 года; N 10/16-ТЭК 4 от 14 ноября 2016 года с ООО "ТЭПК-Торговый дом", срок действия договора до 31 декабря 2017 года.
По оперативной информации ГУП РТ "УК ТЭК 4" на 01 декабря 2016 года остаток на участке 1644, 434 тонн угля, рассчитан на 14 суток.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих гарантию бесперебойной отгрузки угля для ГУП РТ "УК ТЭК 4" с 01 ноября 2016 года и до конца отопительного сезона, ответчиком не представлено.
По состоянию на 01 декабря 2016 года запас топлива в котельной составлял 1644, 434 тонн угля, что значительно ниже нормативного эксплуатационного запаса топлива, предусмотренного Приказом Министра топлива и энергетики Республики Тыва от N 67-ОД от 15 сентября 2016 года на отопительный сезон 2016-2017 годов.
Из вышеизложенного следует, что ответчики не обеспечили соответствующего запаса топлива и нарушили требования законодательства о создании нормативного эксплуатационного и неснижаемого запаса топлива. В этой связи судебная коллегия полагает, что суд вынес необоснованное решение, подлежащее отмене, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, так как запас топлива в котельной ГУП РТ "УК ТЭК 4" значительно ниже нормативного эксплуатационного запаса топлива.
С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, положений ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении", п. п. 4.1.1, 11.9 Приказа N 115, п. 2.6.10 Постановления Госстроя N 170, принимая во внимание фактическое отсутствие запаса топлива в котельных, начало отопительного сезона в г. Ак-Довураке Республики Тыва, судебная коллегия полагает, что бездействие ГУП РТ "УК ТЭК 4" в необеспечении нормативного эксплуатационного запаса топлива на период отопительного сезона 2016-2017 г.г. достоверно установлено, в связи с чем, считает необходимым иск прокурора удовлетворить в полном объеме и возложить на ответчика обязанность по созданию необходимого запаса топлива.
С учётом положений ст. ст. 103 ГПК РФ, ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования "г. Кызыл Республики Тыва" подлежит взысканию государственная пошлина в размере ** руб.
Руководствуясь ст.ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение следующего содержания:
"Исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва к Государственному унитарному предприятию Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" об обязании устранить нарушения федерального законодательства путём формирования общего нормативного запаса топлива удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" устранить нарушения требований федерального законодательства путем формирования общего нормативного запаса топлива угля в срок к 01 декабря 2016 на декабрь 2016 года в размерах: общий - 6,39 тыс. тонн, неснижаемый - 1,21 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,18 тыс. тонн; к 01 января 2017 года на январь 2017 года в размерах: общий - 7,29 тыс. тонн, неснижаемый - 1,53 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,76 тыс. тонн; к 01 февраля 2017 года на февраль 2017 года в размерах: общий - 6,86 тыс. тонн, неснижаемый - 1,30 тыс. тонн, эксплуатационный - 5,56 тыс. тонн; к 01 марта 2017 года на март 2017 года в размерах: общий - 4,42 тыс. тонн, неснижаемый - 0,84 тыс. тонн, эксплуатационный - 3,58 тыс. тонн; к 01 апреля 2016 года на апрель 2017 года в размерах: общий -3,64 тыс. тонн, неснижаемый - 0,69 тыс. тонн, эксплуатационный - 2,95 тыс. тонн.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" в доход бюджета муниципального образования "г. Кызыл Республики Тыва" государственную пошлину в сумме ** рублей".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.