Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Джиоева П.Г.,
судей Темираева Э.В. и Цалиевой З.Г.,
при секретаре Санакоевой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амбарцумова А.А. к МВД по РСО-Алания о признании действий должностных лиц незаконными, отмене приказа и возложении обязанности зачета льготной выслуги лет для начисления пенсии на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 22 августа 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Амбурцумова А.А. к МВД по РСО - Алания о признании действий должностных лиц Министерства внутренних дел по РСО - Алания незаконными и обязании засчитать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы периоды службы, с 01.04.1993 г. по 31.12.1993 г.; с 01.01.1994 г. по 20.11.1994 г.; с 01.01.1995 г. по 20.11.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 20.11.1996 г.; с 01.01.1997 г. по 07.11.1997 г; с 01.01.1998 г. по 08.11.1998 г.; с 01.01.1999 г. по 08.10.1999 г.; с 01.01.2000 г. по 05.11.2000 г.; с 01.01.2001 г. по 11.07.2001 г. на основании приказов МВД по РСО-Алания N 175 л/с от 25.09.2001 г. и приказа МСЧ РСО-Алания за N 215 от 21 июля 2003 года, об отмене и признании незаконным приказа N 219 от 25.02.2016 года отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Джиоева П.Г., выслушав объяснения Амбарцумова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя МВД по РСО-Алания Бутовой Л.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
Амбарцумов А.А. обратился в суд с иском о признании действий должностных лиц МВД по РСО-Алания незаконными, обязании засчитать в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы: с 01.04.1993г. по 31.12.1993г.; с 01.01.1994г. по 20.11.1994г.; с 01.01.1995г. по 20.11.1995г.; с 01.01.1996г. по 20.11.1996г.; с 01.01.1997г. по 07.11.1997г; с 01.01.1998г. по 08.11.1998г.; с 01.01.1999г. по 08.10.1999г.; с 01.01.2000г. по 05.11.2000г.; с 01.01.2001г. по 11.07.2001г., - на основании приказа МВД по РСО-Алания от 25 сентября 2001 года N175 л/с и приказа МСЧ РСО-Алания от 21 июля 2003года N215; признать незаконным и отменить в отношении него незаконно изданный приказ от 25 февраля 2016 года N210 л/с.
В обосновании иска указал, что с 1992 года проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД России. 15 марта 2016 года уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по п."б" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (по достижении предельного возраста). Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 26 марта 2002 года с МВД по РСО-Алания в его пользу взысканы дополнительные компенсационные выплаты за участие в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта осени 1992 года на основании приказа МВД по РСО - Алания N 175 д/с от 25 сентября 2001 года. Приказом МВД по РСО-Алания от 25 февраля 2016 года истцу не были зачтены дни фактического участия в ликвидации последствий конфликта, указанные в приказе МВД по РСО-Алания от 25 сентября 2001 года N175 л/с и аналогичном приказе МЧС РСО-Алания от 21 июля 2003 года N215.
Представитель МВД по РСО-Алания Елканов З.М. в судебном заседании иск не признал.
Представитель ГУ МЧС России по РСО-Алания в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 22 августа 2016 года принято указанное решение, с которым не согласился Амбарцумов А.А.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение районного суда отменить и вынести новое решении об удовлетворении его исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии предусмотрен льготный порядок расчета выслуги лет - один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года" на базе Временной администрации на части территорий Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия, введенном в качестве особой формы управления Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики", был образован Временный Государственный комитет РФ по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года. Председателю данного комитета было предоставлено право привлекать воинские части, соединения и подразделения органов МВД РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1474 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1996 г. N 1276 исключительное право по привлечению воинских частей, соединений и подразделений органов Министерства внутренних дел РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах передано полномочному представителю Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия.
Таким образом, предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
Само по себе нахождение в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями части 1 статьи 56 ГПК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 1992 года по 15 марта 2016 года Амбарцумов А.А. проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД России, а после преобразования - в Государственной противопожарной службе МЧС России.
Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 15 марта 2016 года N 5-НС старший прапорщик внутренней службы Амбарцумов А.А. уволен из ФПС ГПС МЧС России по основаниям, предусмотренным пунктом "б" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
В ходе рассмотрения комиссией МВД по РСО-Алания по определению фактического участия сотрудников МВД по РСО-Алания в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года заявления Амбарцумова А.А., подтверждений участия последнего в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года не установлено (приказ МВД по РСО-Алания от 25 февраля 2016 года N219 л/с).
Приказ МВД по РСО-Алания от 25 сентября 2001 года N175л/с, на который ссылается истец в обоснование своих исковых требований, отменен приказом МВД по РСО-Алания от 14 марта 2003 года N157 с указанием формулировки "со дня издания".
Кроме того, решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 26 марта 2002 года о взыскании с МВД по РСО-Алания в пользу Амбарцумова А.А. задолженности по дополнительным выплатам за службу в режиме ЧП и районе вооруженного конфликта не имеет преюдициального значения для разрешения данного дела, поскольку основанием для удовлетворения указанного иска послужил отмененный впоследствии приказ МВД по РСО-Алания от 25 сентября 2001 года N175 л/с.
Так как в материалах дела отсутствуют доказательства, в частности, наличия приказов МВД по РСО-Алания, свидетельствующих о выполнении Амбарцумовым А.А. соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в иске.
Оснований для отмены судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают выводы суда, поскольку направлены на иное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания, руководствуясь ст.328 ГПК РФ
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Амбарцумова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий П.Г. Джиоев
Судьи Э.В. Темираев
З.Г. Цалиева
Справка: решение вынесено по первой инстанции Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Диамбекова Х.П.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.