ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Административное дело N3а-2/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 27 января 2017 года
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи Джиоева П.Г.,
при секретаре Кучиевой М.З.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беслекоева А.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, Правительству Республики Северная Осетия-Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Росреестра по РСО-Алания, Администрации местного самоуправления г.Владикавказа, Цахоеву С.К. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, обязании внести в государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Беслекоев А.А. обратился в Верховный Суд РСО-Алания с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания), Правительству Республики Северная Осетия-Алания (далее - Правительство РСО-Алания), с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управления Росреестра по РСО-Алания, АМС г.Владикавказа, Цахоеву С.К. об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... площадью 5700 кв.м., по состоянию на 1 января 2015 года в размере ... руб., обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 5700 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ... в размере ... руб.
В обоснование заявленных требований указал, что 24.04.2014г. АМС г.Владикавказа РСО-Алания (арендодатель) заключила с Беслекоевым А.А. (арендатор) договор аренды земельного участка, площадью 5700 кв.м., с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ... сроком с 24.04.2014г. по 18.04.2017г. Размер арендной платы по указанному договору аренды рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая, согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3.08.2016г., составляет ... руб. При этом рыночная стоимость земельного участка, установленная независимым оценщиком ИП Мамаевым С.П. в отчёте от ... , составляет ... руб. Данное обстоятельство затрагивает права административного истца как арендатора. Согласно п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Статьёй 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой стоимости земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости. При этом, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде, предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель Беслекоева А.А. - Салказанова Ф.С. уточнила требования административного истца и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... площадью 5700 кв.м., по состоянию на 1.01.2015 г. в размере ... руб. и обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 5700 кв.м., с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ... , в размере ... руб.
Представитель административного ответчика Правительства РСО-Алания Худзиев Т.К. требования административного истца не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что не согласен с величиной рыночной стоимости земельного участка, определенной как в отчёте независимого оценщика ИП Мамаева С.П., так и установленной заключением судебной оценочной экспертизы. По его мнению, как в отчёте, так и в экспертном заключении имеются неточности, которые ставят под сомнение их результаты.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В судебное заседание представители Управления Росреестра по РСО-Алания и АМС г.Владикавказа РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
В силу ч.2 ст.247 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители, в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Суд, руководствуясь указанными процессуальными положениями, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие представителей административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания и заинтересованных лиц Управления Росреестра по РСО-Алания и АМС г.Владикавказа РСО-Алания.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, Верховный Суд РСО-Алания приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ... между АМС г.Владикавказа РСО-Алания (арендодатель) и Беслекоевым А.А. (арендатор) заключен договор аренды N ... земельного участка, площадью 5700 кв.м., с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ... сроком с 24.04.2014г. по 18.04.2017г.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Росреестра по РСО-Алания 22.05.2014г.
Соглашением от 3.10.2016г. Беслекоев А.А. передал свои права и обязанности арендатора по указанному договору аренды земельного участка Цахоевой С.К. (зарегистрировано в Управлении Росреестра по РСО-Алания 19.10.2016г.).
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденной Постановлением Правительства РСО-Алания от 28 ноября 2014 года N 412 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Постановление Правительства РСО-Алания от 28 ноября 2014 года N 412), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... установлена по состоянию на 1 января 2015 года в размере ... руб.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку административный истец являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером ... и оплачивал арендную плату, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, по которой у него имеется задолженность, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2015 г., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу ст.24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1.01.2015г. При этом в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... , административный истец представил суду отчет об оценке от ... , подготовленный ИП Мамаевым С.П., согласно данному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1.01.2015 года составляет ... руб. (далее - отчет от ... ). На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от ...
В ходе рассмотрения дела административный ответчик Правительство РСО-Алания указал на несоответствие отчета от ... требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Вследствие этого представитель административного ответчика Правительства РСО-Алания заявил ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы.
Определением Верховного Суда РСО-Алания от 10 ноября 2016 года по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ТОТ-БЕК".
По заключению судебной оценочной экспертизы N ... проведенной экспертом ООО "ТОТ-БЕК" Бекузаровым Т.М.: - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 5700 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ... по состоянию на 1.01.2015г. составляет ... руб.
Административный истец согласился с указанными выводами судебной оценочной экспертизы.
Вследствие этого, представитель Беслекоева А.А. - Салказанова Ф.С. подала изменения к исковому заявлению, в которых просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2015г. в размере ... руб.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства РСО-Алания не привел суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям действующего законодательства.
Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы процессуальные стороны не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62 и части 5 статьи 247 КАС РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ. Приведенные в заключении судебной оценочной экспертизы выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
На основании изложенного, суд считает возможным принять заключение судебной оценочной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 15:09:0040601:1085 по состоянию на 1.01.2015г. в размере ... руб.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1.01.2015г. в размере ... руб., являются законными и подлежат удовлетворению.
Что касается требования Беслекоева А.А. об обязании административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельного участка в размере ... руб., суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной не затрагивает права и законные интересы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, которое в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязано принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Суду каких-либо сведений о том, что со стороны ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, не представлено. При этом ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания не является ни органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости (в настоящем случае Правительство РСО-Алания), ни государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (таким органом в силу п. 5.2.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), в связи с чем и согласно разъяснениям, данным в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", не может быть признан надлежащим административным ответчиком по делу.
Кроме того, решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, так как настоящее решение может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу, либо размера арендной платы только с момента вступления его в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания
решил:
Административное исковое заявление Беслекоева А.А. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 5700 кв.м., расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ... по состоянию на 1 января 2015 года в размере ... рублей, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении административного искового заявления Беслекоева А.А. в части требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... площадью 5700 кв.м., расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ... в размере ... рублей отказать.
Датой подачи Беслекоевым А.А. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать 14 октября 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... площадью 5700 кв.м., расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ...
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья П.Г. Джиоев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.