ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
дело N3а-36/17
08 февраля 2017 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Багаевой С.В.,
при секретаре Белековой А.Ф.
с участием представителя административного истца Губжокова К.Е. - Антонюк В.В., представителя административного ответчика Правительства РСО-Алания - Худзиева Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губжокова К.Е. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания, Правительству РСО-Алания, с привлечением в качестве заинтересованного лица АМС Моздокского городского поселения РСО-Алания, АМС Моздокского района РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка, соответствующего его рыночной стоимости,
установил:
14 декабря 2016г. в Верховный Суд РСО-Алания поступило административное исковое заявление Губжокова К.Е., в котором он просит:
- установить рыночную стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ... , категория земель - земли населенных пунктов, вид угодий - под постройками и площадками, вид разрешенного использования (целевое назначение) - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (использование земельного участка с целью строительства базы стройматериалов), кадастровую стоимость равную рыночной стоимости по состоянию на ... в размере ... рублей.
В обоснование иска указано следующее.
Губжоков К.Е. заключил долгосрочный договор аренды земельных участков N ... от ... с АМС Моздокского городского поселения РСО-Алания. Земельный участок общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ... категория земель: земли населенных пунктов, вид угодий - под постройками и площадками, вид разрешенного использования (целевое назначение) - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (использование земельного участка с целью строительства базы стройматериалов), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Размер арендной платы на основании дополнительных соглашений к договору аренды рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка и в ... составил ... руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка - ... руб., тогда как его рыночная стоимость составляет - ... руб. по состоянию на ...
Согласно отчету N ... МУП Центр "Эксперт" об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... рыночная стоимость спорного земельного участка составляет ... рублей. На отчет имеется экспертное заключение N ... от ... , подтверждающее произведенную оценку.
Таким образом, арендная плата уплачивается административным истцом в существенно большем размере.
В судебном заседании представитель административного истца Антонюк В.В. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства РСО-Алания Худзиев Т.К. исковые требования не признал.
Лица, участвующие в деле, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, АМС городского поселения РСО-Алания, АМС Моздокского района РСО-Алания о слушании дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, письменный отзыв на исковое заявление не представили.
Суд, выслушав представителя административного истца Антонюк В.В., представителя ответчика Правительства РСО-Алания Худзиева Т.К., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000г. N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона N135-ФЗ судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалами дела установлено следующее.
Административным истцом Губжоковым К.Е. был заключен долгосрочный договор аренды земельных участков N ... от ... с АМС Моздокского городского поселения РСО-Алания. Земельный участок общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... , расположен по адресу ... категория земель: земли населенных пунктов, вид угодий - под постройками и площадками, вид разрешенного использования (целевое назначение) - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (использование земельного участка с целью строительства базы стройматериалов), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Согласно кадастровой справке от ... кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб. по состоянию на ...
Согласно дополнительному соглашению N29 от ... к договору аренды земельного участка от ... N ... расчет арендной платы производится, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая установлена в размере ... руб.
Административным истцом представлен отчет N ... МУП Центр "Эксперт" об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... , согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет ... рублей.
Представлено также экспертное заключение N ... от ... Саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", в соответствии с которым отчет N ...
- соответствует требованиям закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; Федеральным стандартам оценки и стандартам Ассоциации СРО "НКСО";
- выбор оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода обоснован. Отказ от применения доходного и затратного подходов обоснован;
- допущения, использованные оценщиком в отчете, обоснованы. Вся использованная в расчетах рыночная информация указана в отчете, имеет ссылки на источник и/или содержится в Приложении к отчету;
- расчет стоимости объекта оценки соответствует описанным в отчете методам, приведен в отчете в полном объеме и позволяет проверить полученный результат. Расчет проведен без ошибок и пропусков;
- в отчете не выявлены технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета, приводящие к нарушению требований законодательства Российской Федерации;
- по результатам проведенной экспертизы можно сделать вывод, что стоимость объекта оценки, определенная в отчете об оценке, является рыночной стоимостью.
В силу п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административным истцом представлены доказательства несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Ответной стороной не представлены суду возражения и доказательства иного.
Согласно пп.1 п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Административный истец Губжоков К.Е., который в качестве арендатора на законном основании владеет и пользуется спорным земельным участком, уплачивает арендную плату, рассчитываемую из кадастровой стоимости земельного участка, вправе оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость земельного участка, требования, заявленные им, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Губжокова К.Е. об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... категория земель - земли населенных пунктов, вид угодий - под постройками и площадками, вид разрешенного использования (целевое назначение) - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (использование земельного участка с целью строительства базы стройматериалов) в размере рыночной стоимости ... ) рублей по состоянию на ...
Датой подачи Губжоковым К.Е. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Багаева
Копия верна судья С.В. Багаева
Решение вступило в законную силу "____"_______________2017г.
Судья С.В. Багаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.