Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Агеева А.В.,
судей коллегии: Реутовой Ю.В. и Зотиной Е.Г.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2016 года,
заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Реутовой Ю.В., судебная коллегия
установила:
Рыбчинская Е.П. обратилась с иском к департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа об исключении из окружного реестра по учету граждан, получивших финансовую или материальную помощь в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что с 1 января 2013 года истец состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". В октябре 2016 года Рыбчинской Е.П. стало известно о включении её семьи в окружной реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением в 2011 году социальной выплаты за счет местного бюджета в размере "данные изъяты" по программе "Переселение граждан из ветхо-аварийного жилья". Данные действия ответчика Рыбчинская Е.П. полагает незаконными, поскольку никаких денежных средств не получала, по судебному решению от 4 февраля 2010 года ей было предоставлено жилое помещение на условиях договора социального найма взамен ранее занимаемого жилья, признанного непригодным для проживания.
Определением суда от 16 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация муниципального образования город Салехард.
В судебном заседании суда первой инстанции Рыбчинская Е.П. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель третьего лица Пропащев Е.В. возражал против удовлетворения исковых требований, полагая о наличии оснований для включения Рыбчинской Е.П. в окружной реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Судом постановленорешение, которым исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Марьин С.В. просит решение суда отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы, со ссылками на статью 15-1 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" и пункты 1.4, 3.1 Положения о реестре граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 14 февраля 2014 года N 86-П, указано на законность включения Рыбчинской Е.П. в реестр граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением ей жилого помещения по норме предоставления взамен ранее занимаемого жилья, признанного непригодным.
От Рыбчинской Е.П. поступили возражения на апелляционную жалобу, где она, полагая доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как было установлено судом Рыбчинская Е.П. и члены ее семьи: Рыбчинский Е.И., Смагин М.В., Смагина А.В. включены в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий как лица, получившие в 2011 году жилое помещение по адресу: "адрес" рамках реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Из материалов дела следует, что решением Салехардского городского суда от 4 февраля 2010 года, вступившим в законную силу 12 апреля 2010 года, на администрацию МО г. Салехард возложена обязанность предоставить на условиях договора социального найма Рыбчинской Е.П. и членам ее семьи: Рыбчинскому Е.И., Смагиной А.В., Смагину М.В. благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте города Салехарда, общей площадью не менее 64 кв.м. взамен непригодной для проживания квартиры N по "адрес".
Трехкомнатная квартира N по адресу: "адрес" общей площадью 75,5 кв.м. предоставлена Рыбчинской Е.П. по договору социального найма заключенного с ней администрацией г. Салехард 20 мая 2011 года на основании распоряжения администрации МО г. Салехард от 26 апреля 2011 года N 218-СКХ.
Распоряжением от 7 июля 2011 года N 889-р Рыбчинская Е.П. составом семьи 4 человека снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное жилое помещение - квартира N в доме N по "адрес" получено истцом не в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, а в связи с исполнением судебного решения, соответственно, никакой имущественной помощи в улучшении жилищных условий Рыбчинская Е.П. не получала и оснований для включения её в реестр по учету граждан, получивших финансовую или материальную помощь в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось.
С данными выводами судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Ведение реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий предусмотрено статьей 15-1 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", осуществляется уполномоченным Правительством автономного округа исполнительным органом государственной власти автономного округа в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа и преследует целью исключение повторного предоставления финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий гражданам, которым такая помощь была уже оказана.
Исходя из положений указанной статьи к гражданам, получившим финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, относятся, в том числе, граждане, получившие жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа или жилые помещения из муниципального жилищного фонда.
По смыслу статей 50-51 Жилищного кодекса РФ под улучшением жилищных условий понимается обеспечение гражданина жилым помещением, площадь которого соответствует норме предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
В соответствие с абзацем 10 части 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 14, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14 и пункте 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом, в силу статьей 51-53 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета, сформированного в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Федеральный законодатель также предусмотрел возможность предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, квартира N в доме N по "адрес" была приобретена муниципальным образованием г. Салехард в рамках муниципального контракта об участии в долевом строительстве N 63м от 1 декабря 2010 года и после передачи в муниципальную собственность предоставлена семье Рыбчинской Е.П.
Таким образом, учитывая, что расходование средств местного бюджета производится в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ и в рамках соответствующей группировки расходов (статьи 18, 21 Бюджетного кодекса РФ), где исполнение судебных решений не является самостоятельным видом расходов, учитывая также, что жилое помещение, предоставлено семье Рыбчинской Е.П. исходя из нормы предоставления жилья, у суда не имелось оснований полагать о незаконности включения семьи Рыбчинской Е.П. в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.
Факт принятия судебного решения о предоставлении жилья Рыбчинской Е.П. по норме предоставления взамен занимаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в данном случае правового значения не имеет, поскольку лишь констатирует право истца на реализацию положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, не устанавливая иного порядка предоставления жилого помещения или источников финансирования для его приобретения.
Ссылки в судебном решении на недостоверность информации в реестре в части указания на предоставление Рыбчинской Е.П. жилого помещения в 2010 году, не состоятельны, поскольку из представленной информации к отчету в графе "номер и дата распоряжения о предоставлении жилищной субсидии (жилого помещения)" указан N 218-скх от 26 апреля 2011 года, что соответствует дате и номеру распоряжения администрации МО г. Салехард на основании которого квартира N по адресу: "адрес" общей площадью 75,5 кв.м. предоставлена Рыбчинской Е.П.
В данных обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права с вынесением нового решения об оставлении иска без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2016 года отменить и вынести новое решение.
Рыбчинской Е.П. в иске отказать.
Судья (подпись) Ю.В. Реутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.