Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Атрошкиной В.Т.,
при секретаре судебного заседания Сазановой С.П.,
с участием прокурора Кочетковой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" и апелляционному представлению прокурора Пуровского района ЯНАО на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Пуровский район, Администрации муниципального образования Пуровское, акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" о возложении обязанностей - удовлетворить в части.
Обязать акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" поставлять населению п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Взыскать с акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в бюджет муниципального образования Пуровский район государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования Пуровский район обязать построить очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку питьевой воды в п. Пуровск Пуровского района ЯНАО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 1 августа 2017 года, и к Администрации муниципального образования Пуровское обязать ввести в эксплуатацию очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку питьевой воды в п.Пуровск Пуровского района ЯНАО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 1 августа 2017 года - отказать.
Заслушав доклад судьи Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Пуровское и акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" о возложении обязанности по надлежащему водоснабжению населения п. Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
В обоснование исковых требований указано на то, что по результатам лабораторных исследований, питьевая вода из разводящих сетей п.Пуровск, подземных водоисточников питьевого водоснабжения, накопительного резервуара, резервуара чистой воды, распределительной сети питьевого водоснабжения не соответствует по органолептическим показателям, содержанию неорганических веществ (марганца, железа, аммиака, цветности, мутности) требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" N 09-49-Р от 21 июня 2016 года. Организация водоснабжения населения в границах муниципального образования Пуровское относится к вопросам местного значения МО Пуровское. В целях исполнения полномочий по организации водоснабжения населения, объекты водоснабжения, расположенные на территории МО Пуровское и находящиеся в муниципальной собственности, 30 декабря 2014 года переданы по договору аренды филиалу АО "Ямалкоммунэнерго", который принял обязательство оказывать населению услуги в сфере водоснабжения надлежащего качества с использованием переданного в аренду имущества. Однако арендатор ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства, а также требования санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению населения п. Пуровск качественной питьевой водой. Поскольку обеспечение надлежащего качества питьевого водоснабжения должно производиться с помощью очистных сооружений, просил возложить на Администрацию муниципального образования Пуровский район обязанность по строительству очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку питьевой воды в п.Пуровск Пуровского района ЯНАО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 1 августа 2017 года; обязать Администрацию муниципального образования Пуровское ввести в эксплуатацию очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку питьевой воды в п. Пуровск Пуровского района ЯНАО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в этот же срок, а также обязать АО "Ямалкомунэнерго" обеспечить и поставлять населению п.Пуровск питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В обоснование уточненных требований указал, что между Администрациями муниципальных образований Пуровский район и Пуровское в 2014-2016 годах заключались соглашения о передаче части полномочий, в соответствии с которыми Администрацией муниципального образования Пуровское полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, в части проектирования и строительства объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, переданы Администрации муниципального образования Пуровский район.
Определением Пуровского районного суда ЯНАО от 31 октября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования Пуровский район.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе АО "Ямалкоммунэнерго" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к акционерному обществу. Указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что в ходе эксплуатации переданного Обществу по договору аренды коммунального имущества было установлено, что оно не состоянии обеспечить в полном объеме очистку воды ввиду отсутствия водоочистных сооружений. Ссылается на то, что проведение мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями инициируется органами местного самоуправления, которые в силу закона обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, а также выдать соответствующее техническое задание на разработку инвестиционной программы. Разработка такой программы необходима, поскольку выполнение мероприятий для обеспечения водоснабжения в соответствие с требованиями законодательства требует значительных финансовых затрат, при том, что единственным доходом ресурсоснабжающей организации являются доходы от регулируемых видов деятельности, путем установления для организаций коммунального комплекса соответствующих тарифов, которые должны содержать в себе, в том числе, и затраты по реализации инвестиционной программы. Со стороны АО "Ямалкоммунэнерго" были проведены все необходимые действия по разработке и утверждению инвестиционной программы по развитию центральной системы водоснабжения, однако она не была разработана и утверждена по причине некорректного технического задания, выданного Администрацией муниципального образования Пуровское, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора отказалось согласовывать разработанный на основании этого технического задания план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями.
В апелляционном представлении прокурор Пуровского района ЯНАО просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Администрациям муниципального образования Пуровское и муниципального образования Пуровский район, полагает необходимым требования иска удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы повторяет доводы искового заявления в части обязанности Администрации муниципального образования Пуровский район по строительству очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, и обязанности Администрации муниципального образования Пуровское по введению их в эксплуатацию. Указывает, что обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества является прямой обязанностью органов местного самоуправления, которые самостоятельно должны определять всю последовательность действий, направленных на выполнение своих муниципальных функций.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Пуровский район полагает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционных жалобы и представления - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы АО "Ямалкоммунэнерго", апелляционного представления прокурора, возражения Администрации муниципального образования Пуровский район по правилам вышеуказанной нормы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 18 настоящего Федерального закона установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, санитарные правила в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" "СанПиН 2.1.4.1074-01.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы по организации в границах поселений водоснабжения населения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2 статьи 23 Закона).
Согласно пункту 5.2 статьи 9 Устава муниципального образования Пуровское в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования Пуровское обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Начиная с 2007 года ежегодно между Администрациями муниципальных образований Пуровский район и Пуровское заключаются соглашения, в соответствии с которыми полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, в части проектирования и строительства объектов электро-, тепло, газо- и водоснабжения, передаются Администрации муниципального образования Пуровский район (л.д. 56-62 том 1, л.д. 117 том 2).
Аналогичное соглашение заключено Администрациями муниципальных образований 14 декабря 2016 года, сроком действия один год с 1 января 2017 года.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО" N 09-49-Р от 21 июня 2016 года, по результатам лабораторных исследований проб питьевой воды было установлено, что питьевая вода из разводящих сетей п.Пуровск, подземных водоисточников питьевого водоснабжения - артезианских скважин N N 1, 2, 3, накопительного резервуара, резервуара чистой воды, распределительной сети питьевого водоснабжения не соответствует по органолептическим показателям, содержанию неорганических веществ (марганца, железа, аммиака, цветности, мутности) требованиям ГОСТ 2781-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора", а также требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Несоответствие воды, поставляемой населению п.Пуровск, установленным требованиям, ответчиками по делу не оспаривалось.
27 января 2015 года Территориальным отделом в Пуровском, Красноселькупском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в адрес главы Администрации Пуровского района было направлены результаты исследований по мониторингу хозяйственно-питьевого водоснабжения в Пуровском районе за 4 квартал 2014 года, согласно которым качество питьевой воды, подаваемой населению посёлка Пуровск, не соответствует предъявляемым требованиям (превышение цветности до 5 раз, мутности до 10 раз, марганца до 9 раз, аммиака и ионов аммония до 3 раз, железа до 17 раз) по причине отсутствия в посёлке водоочистных сооружений. Администрации Пуровского района рекомендовано в кратчайшие сроки решить вопрос по установке водоочистных сооружений в посёлке Пуровск и обеспечению населения посёлка доброкачественным питьевым водоснабжением (л.д. 77-79 том 1).
Согласно информации, представленной главой муниципального образования Пуровский район прокурору Пуровского района от 17 августа 2016 года развитие централизованных систем холодного водоснабжения в пос. Пуровск осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения. Постановлением Главы муниципального образования Пуровское от 24 декабря 2014 года N 135 утверждена Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования Пуровское. В разделе "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения" предусмотрены мероприятия по строительству очистных сооружений. В целях реализации данных мероприятий Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района разработана проектно-сметная документация на строительство объектов "Станция очистки воды в п. Пуровск" и "Сети водоснабжения в п. Пуровск", которая прошла государственную экспертизу (л.д. 17-19 том 1).
Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района в адрес суда первой инстанции была представлена информация о том, что в 2008 году был разработан проект организации строительства станции очистки воды в п. Пуровск, который получил положительное заключение государственной экспертизы. Продолжительность строительства станции очистки воды, согласно проекту, составит 9 месяцев. В 2013 году разработан паспорт инвестиционного проекта по указанному объекту (л.д. 124-125 том 2).
Между тем, до настоящего времени строительство водоочистных сооружений в посёлке Пуровск органами местного самоуправления муниципального образования Пуровский район не начато.
При изложенных обстоятельствах и приведенных норм материального права, судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии у Администрации муниципального образования Пуровский район обязанности по строительству водоочистных сооружений в пос. Пуровск при отсутствии утвержденной инвестиционной программы, включающей план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и без определения источников финансирования.
Строительство очистных сооружений для обработки воды, обеспечивающей ее использование в качестве питьевой до установленных законодательством нормативов, в том числе совершение всех предшествующих этому действий и проведение необходимых мероприятий, является составной частью процесса водоснабжения населения, что соответствует полномочиям органов местного самоуправления.
Возлагая на АО "Ямалкоммунэнерго" обязанность по поставке населению п.Пуровск Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, суд первой инстанции не принял во внимание отсутствие у ресурсоснабжающей организации технической возможности обеспечить надлежащее качество питьевой воды, поставляемой потребителям, до возведения очистных сооружений.
Согласно договору аренды N 14-02/92 от 30 декабря 2014 года МУП "Пуровские коммунальные системы" (арендодатель), осуществляющим организацию обеспечения водоснабжения населения от лица муниципального образования Пуровский район, были переданы АО "Ямалкоммунэнерго" (арендатор) во временное владение и пользование объекты недвижимого и движимого имущества в целях организации и обеспечения водоснабжения населения п.Пуровск в соответствии с конструктивными и эксплуатационными данными этого имущества, образующего единый комплекс водоснабжения, назначением которого является бесперебойное обеспечение водоснабжением населения (п.п. 2.1, 2.2). Имущество передается в рабочем состоянии, отвечающем требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым промышленным зданиям, сооружениям, оборудованию, используемому для производственных, потребительских, коммерческих и иных целей в соответствии с функциональным назначением (п. 2.3).
Очистные сооружения, необходимые для очистки поставляемой населению питьевой воды, в перечне имущества, передаваемого АО "Ямалкоммунэнерго" по договору аренды, отсутствуют.
Обязанность ресурсоснабжающей организации по строительству очистных сооружений из условий договора аренды N от 30 декабря 2014 года не усматривается, обязанность по самостоятельному строительству таких сооружений в отношении ресурсоснабжающих организаций законом также не установлена.
Таким образом, поскольку объекты водоснабжения являются муниципальной собственностью, организация водоснабжения населения в п.Пуровск относится к вопросам местного значения, а подача питьевой воды, несоответствующей установленным нормативам, может повлечь наступление неблагоприятных последствий для жизни и здоровья потребляющих её граждан, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части, с принятием по делу нового решения о возложении на Администрацию муниципального образования Пуровский район обязанности по строительству очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку питьевой воды в п.Пуровск Пуровского района ЯНАО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к АО "Ямалкоммунэнерго".
Принимая во внимание необходимость выполнения определенного законом перечня мероприятий, предшествующих возведению очистных сооружений, а также сроки их строительства, судебная коллегия полагает достаточным и разумным установление даты окончания работ по строительству очистных сооружений - 31 декабря 2019 года.
Вместе с тем, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции в части отказа возложения на Администрацию муниципального образования Пуровское обязанности по введению в эксплуатацию очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку обязанность по строительству водоочистных сооружений на этого ответчика не возлагается, то у него отсутствует обязанность по введению в эксплуатацию этих сооружений в силу положений статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2016 года отменить в части.
Обязать Администрацию муниципального образования Пуровский район построить очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку питьевой воды в поселке Пуровск Пуровского района ЯНАО в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до 31 декабря 2019 года.
Исковые требования прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа к акционерному обществу "Ямалкомунэнерго" о возложении обязанности обеспечить и поставлять населению поселка Пуровск питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 - оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2016 года оставить без изменения.
Судья Суда ЯНАО (подпись) Н.Р. Рахимкулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.