Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Рахимкуловой Н.Р.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Кравцовой Е.А.
при секретаре Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования Белоярское на решение Лабытнангского городского суда от 18 октября 2016 года, которым постановлено:
Иск прокурора Приуральского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Белоярское удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Белоярское в течении одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на земельных участках:
- на расстоянии 100-150м от дома N12 по улице Оленеводов координаты земельного участка N;
- на расстоянии 200-250м от дома N1 по улице Оленеводов с координатами земельного участка N;
- на земельном участке с координатами N, расположенном на расстоянии 100м от дома N по "адрес";
- на земельном участке с координатами N, расположенному в водоохраной зоне реки Щучья.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., объяснения прокурора Кочетковой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приуральского района, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Белоярское о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на земельных участках: на расстоянии 100-150м от дома N по "адрес", на расстоянии 200-250 м. от дома N по "адрес", на земельном участке в 100 м. от дома N "адрес" и участке, расположенном в водоохраной зоне реки Щучья, имеются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. Поскольку действующим законодательством организация сбора мусора и бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения, то органы местного самоуправления должны следить за регулярной очисткой территорий муниципальных образований от отходов, соблюдая экологические и санитарные требования. Администрация МО Белоярское самостоятельно не принимает мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования на благоприятную окружающую среду, гарантированное статьей 42 Конституции РФ.
В суде первой инстанции помощник прокурора г. Лабытнанги Коткеева Д.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель Администрации муниципального образования Белоярское участие в суде первой инстанции не участвовал. Представлены возражения на исковое заявление, согласно которым вопросы организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов находятся в компетенции Администрации ЯНАО.
Судом постановленоуказанное выше решение. С данным решением не согласен ответчик Администрация МО Белоярское. В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования Белоярское - Воронин В.В., действующий на основании доверенности от 07 июня 2016 года N1/15, ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, не применение закона, подлежащего применению. Полагает, что суд ошибочно возложил на Администрацию муниципального образования Белоярское обязанность по ликвидации несанкционированных свалок. Доводы апелляционной жалобы дублируют возражения на исковое заявление.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Приуральского района, полагая несостоятельными изложенные в ней доводы, а решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения прокурора Кочетковой Е.Г., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось ответчиком, что на территории сельского поселения на расстоянии 100-150м от дома N по "адрес", координаты земельного участка N, на расстоянии 200-250м от дома N по "адрес", координатами земельного участка N, на земельном участке в 100м от дома N по "адрес", координаты N, и участке, расположенном в водоохраной зоне реки Щучья, координаты земельного участка N, расположены несанкционированные свалки.
Из акта проведения проверки от 17 июня 2016 года, следует, что на земельных участках на территории сельского поселения на расстоянии 100-150м от дома N по "адрес", координаты земельного участка N, на расстоянии 200-250м от дома N по "адрес", координатами земельного участка N, на земельном участке в 100м от дома N по "адрес", координаты N, и участке, расположенном в водоохраной зоне реки Щучья, координаты земельного участка N, расположены отходы производства и потребления (строительный мусор, деревянные, металлические предметы, иные твердые промышленные и бытовые отходы).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При этом, в силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно статьи 8 Устава МО Белоярское к вопросам местного значения муниципального образования Белоярское относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о не применении к МО Белоярское положений пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются несостоятельными.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 8.1 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (статья 1.1).
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Как указывалось выше, в силу положений Устава МО Белоярское к вопросам местного значения муниципального образования Белоярское относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрацией муниципального образования Белоярское принимаются достаточные меры в области обращения с бытовыми отходами и мусором.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, усомниться в правильности которой у суда апелляционной инстанции основания отсутствую.
Таким образом, суд первой инстанции в достаточном объеме установилобстоятельства дела, имеющие значение для его правильного разрешения, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, на основании чего вынес законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ. Доводы жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену судебного решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.