Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Рахимкуловой Н.Р.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Кравцовой Е.А.
при секретаре Жмур А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Хачатрян М.С. на решение Ямальского районного суда от 20 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Хачатрян М.С. к Администрации МО с. Салемал о взыскании заработной платы, компенсации за задержку заработной платы, морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации МО с. Салемал в пользу Хачатрян М.С. сумму не выплаченной заработной платы (доначисленной северной надбавки) в размере "данные изъяты", сумму за задержку выплаты заработной платы (за период с 04.06.2016 года по 20.12.2016 года) в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты", судебные расходы в размере "данные изъяты". Всего сумму в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., пояснения представителя истца - адвоката Скобелина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хачатрян М.С. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации МО с. Салемал о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что состоял в трудовых отношениях с Администрацией МО с. Салемал с 12 апреля 2010 года. На момент трудоустройства ему было 30 лет, однако, 31 года истец не достиг. С момента его трудоустройства ему начислялась северная надбавка за каждые полгода 10 %, а по достижении размера 60 % за последующие годы 10% за каждый год. На основании закона ЯНАО N 20-ЗАО от 29 апреля 2014 года "О внесении изменений в Закон ЯНАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО" и решения Собрания депутатов МО село Салемал от 31 октября 2014 года N 14, которым утверждено Положение "О порядке предоставления гарантий и компенсации для лиц, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета в МО село Салемал" 05 мая 2016 года он обратился с заявлением к Администрации МО с. Салемал о перерасчете заработной платы с момента трудоустройства, а именно, с 12 апреля 2010 года. По результатам рассмотрения его заявления, Администрацией МО с. Салемал издано распоряжение N 19-к от 3 июня 2016 года, согласно которому ему произведен перерасчет северной надбавки с 17 мая 2014 года. Однако, данное распоряжение не исполнено по настоящее время. Также указывает, что действиями ответчика ему причине моральный вред, сумму компенсации которого он оценивает в сумме "данные изъяты". В редакции искового заявления от 2 декабря 2016 года просил обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы с момента его трудоустройства, то есть с 12 апреля 2010 года, и взыскать не дополученную заработную плату в размере "данные изъяты", проценты за задержку выплаты заработной платы в размере "данные изъяты", сумму индексации в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" и понесенные судебные расходы в сумме "данные изъяты".
В суде первой инстанции истец Хачатрян М.С. на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Администрация МО с. Салемал, извещенная о рассмотрении дела надлежащим образом, своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях просила отказать в иске, поскольку начисление северной надбавки Хачатряну М.С. с начала его работы с 12 апреля 2010 года не будет соответствовать нормам действующего законодательства и повлечет нецелевое использование денежных средств. Также указано, что на основании заявления Хачатряна М.С. издано распоряжение N 19-к от 3 июня 2016 года, согласно которому постановленопроизвести перерасчет заработной платы в части установления северной надбавки в размере 80 % с 17 мая 2014 года, однако, данное распоряжение не исполнено, поскольку не соответствует действующему законодательству.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен истец Хачатрян М.С. В апелляционной жалобе указывает, что в отношении него должны применяться положения Закона ЯНАО N 89-ЗАО в редакции от 29 апреля 2014 года, согласно которым размер процентной надбавки к заработной плате, установленной до дня вступления в силу настоящего закона, лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения с организациями, финансируемыми за счет средств окружного бюджета, расположенными на территории автономного округа, и прожившим на момент вступления в трудовые отношения с данными организациями менее одного года в районах Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, подлежит перерасчету со дня вступления в силу пункта 2 статьи 1 настоящего закона в порядке, предусмотренном абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 статьи 1 настоящего закона. Так, лицам в возрасте до 30 лет включительно, вступившим в трудовые отношения с организациями, финансируемыми за счет средств окружного бюджета, расположенными на территории автономного округа, за исключением лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в следующем порядке: в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении размера процентной надбавки 60 процентов - последние 20 процентов за один год работы. Аналогичный порядок установлен и решением собрания депутатов МО село Салемал от 31 октября 2014 года N 14, утверждающего Положение "О порядке предоставления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета и МО село Салемал". Полагает, что указанные нормы права дают основания для осуществления перерасчета за весь период работы истца. Указывает, что судом неверно применены нормы права, неверно исчислен и размер компенсации за нарушение сроков выплаты причитающихся истцу сумм. Кроме того, судом не разрешены исковые требования об индексации денежных сумм. С учетом ранее допущенных неточностей, просит в апелляционной жалобе взыскать с ответчика размер недоплаченной заработной платы за период с 12 октября 2010 года по 11 апреля 2015 года в сумме "данные изъяты", компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 17 мая 2014 года по 20 января 2017 года в сумме "данные изъяты", сумму индексации за период с 15 мая 2014 года по 20 января 2017 года в размере "данные изъяты", компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" и судебные расходы в сумме "данные изъяты".
В возражениях на апелляционную жалобу глава муниципального образования село Салемал Вахтомин А.В., полагая несостоятельными изложенные в ней доводы, просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием адвоката Скобелина В.В.
Представитель истца адвокат Скобелин В.В. в суде апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Ответчик Администрация МО Село Салемал в судебное заседание представителя не направил, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца - адвоката Скобелина В.В., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено, что Хачатрян М.С. состоял в трудовых отношениях с ответчиком с 12 апреля 2010 года в должности главного специалиста. 24 июня 2013 года с истцом заключен срочный трудовой договор, Хачатрян М.С. назначен на должность заместителя главы Администрации МО село Салемал. На момент трудоустройства истцу исполнилось 30 лет.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 ТК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 316 Трудового кодекса РФ, частью 2 статьи 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хачатряну М.С. установлена северная надбавка 10% с 12 октября 2010 года, 20% с 12 апреля 2011 года, 30% с 12 октября 2011 года, 40% с 12 апреля 2012 года, 50% с 12 октября 2012 года, 60% с 12 апреля 2013 года, 70% с 12 апреля 2014 года, 80% с 12 апреля 2015 года, согласно Положению "О порядке предоставления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в органах и учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета в муниципальном образовании село Салемал".
Законом ЯНАО N 20-ЗАО от 29 апреля 2014 года "О внесении изменений в Закон ЯНАО N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО" внесены изменения в части порядка применения районного коэффициента.
В соответствии с указанными изменениями, лицам в возрасте до 30 лет включительно, вступившим в трудовые отношения с организациями, финансируемыми за счет средств окружного бюджета, расположенными на территории автономного округа, за исключением лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в следующем порядке: в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении размера процентной надбавки 60 процентов - последние 20 процентов за один год работы (пункт "б" части 2 статьи 1 Закона ЯНАО N 20-ЗАО).
Размер процентной надбавки к заработной плате, установленной до дня вступления в силу настоящего Закона, лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения с организациями, финансируемыми за счет средств окружного бюджета, расположенными на территории автономного округа, и прожившим на момент вступления в трудовые отношения с данными организациями менее одного года в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, подлежит перерасчету со дня вступления в силу настоящего Закона в порядке, предусмотренном абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 статьи 1 настоящего Закона (часть 2 статьи 2 Закона ЯНАО N 20-ЗАО).
Решением Собрания депутатов МО село Салемал от 31 октября 2014 года N 14 утверждено Положение "О порядке предоставления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в органах и учреждениях, финансируемых за счет средств местного бюджета в муниципальном образовании село Салемал", согласно которому установлен размер процентной надбавки к заработной плате, установленной до дня вступления в силу настоящего решения, лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения с организациями, финансируемыми за счет средств местного бюджета, расположенными на территории муниципального образования, и проживающими на момент вступления в трудовые отношения с данными организациями менее одного года в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, подлежит перерасчету со дня вступления в силу настоящего решения в порядке, предусмотренном абзацем вторым части 2 статьи 4 настоящего решения.
На основании решения депутатов МО село Салемал от 31 октября 2014 года N 14 данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 17 мая 2014 года.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение северной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 % с 17 мая 2014 года.
Кроме того, распоряжением администрации МО с. Салемал от 3 июня 2016 года N19-к истцу с 17 мая 2014 года установлена данная надбавка в размере 80%.
Вместе с тем, доводы истца о наличии у него права на получение указанной надбавки в размере 80 % с момента его трудоустройства являются несостоятельными, поскольку основаны не неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца заработной платы (недоначисленной надбавки) за период с 17 мая 2014 года по 12 апреля 2015 года в сумме "данные изъяты" является законным и обоснованным.
Однако, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о необоснованности взыскания суммы компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере "данные изъяты".
В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно указанной статье в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ N 272-ФЗ от 3 июля 2016 года, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Как следует из положений трудового договора, заключенного с истцом, денежное содержание выплачивается два раза в месяц - 10 и 25 числа каждого месяца.
С учетом изложенного, размер компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца за период с 11 июня 2014 года по 20 декабря 2016 года составляет "данные изъяты": компенсация за период c 11 июня 2014 г. по 10 июля 2014 г. (30 дн.) в сумме "данные изъяты". ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 30 дн.); компенсация за период c 11 июля 2014 г. по 10 августа 2014 г. (31 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 31 дн.); компенсация за период c 9 августа 2014 г. по 10 сентября 2014 г. (33 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 33 дн.); компенсация за период c 11 сентября 2014 г. по 10 октября 2014 г. (30 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 30 дн.); компенсация за период c 11 октября 2014 г. по 10 ноября 2014 г. (31 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 31 дн.); компенсация за период c 11 ноября 2014 г. по 10 декабря 2014 г. (30 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 30 дн.); компенсация за период c 11 декабря 2014 г. по 10 января 2015 г. (31 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 31 дн.); компенсация за период c 1 января 2015 г. по 10 февраля 2015 г. (41 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 41 дн.); компенсация за период c 11 февраля 2015 г. по 10 марта 2015 г. (28 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 28 дн.); компенсация за период c 11 марта 2015 г. по 10 апреля 2015 г. (31 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 31 дн.); компенсация за период c 11 апреля 2015 г. по 10 мая 2015 г. (30 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 30 дн.); начислена компенсация за период: c 9 мая 2015 г. по 31 декабря 2015 г. (237 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 8.25% х 1/300 х 237 дн.); c 1 января 2016 г. по 13 июня 2016 г. (165 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 11% х 1/300 х 165 дн.); c 14 июня 2016 г. по 18 сентября 2016 г. (97 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 10.5% х 1/300 х 97 дн.); c 19 сентября 2016 г. по 2 октября 2016 г. (14 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 10% х 1/300 х 14 дн.); c 3 октября 2016 г. по 20 декабря 2016 г. (79 дн.) в сумме "данные изъяты" ( "данные изъяты" х 10% х 1/150 х 79 дн.), итого за период с 9 мая 2015 года по 20 декабря 2016 года "данные изъяты".
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Удовлетворяя требования иска в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статьи 237 Трудового кодекса РФ, поскольку был установлен факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, в результате несвоевременного начисления северной надбавки.
При этом, определяя размер компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты", судом первой инстанции учтены фактические обстоятельства дела, допущенные ответчиком нарушения трудового законодательства, их тяжесть, а также принципы разумности и справедливости. Оснований для иной переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы относительно не разрешения судом исковых требований об индексации взысканных сумм судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку порядок индексации предусмотрен статьей 208 ГПК РФ, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно исковые требования в данной части оставлены без удовлетворения.
С учетом изложенного, решение Ямальского районного суда подлежит изменению в части размера взысканной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, а также о допущении судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления. Указанные доводы аналогичны изложенным в ходе рассмотрения дела, оценка им дана судом в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ямальского районного суда от 20 декабря 2016 года изменить в части размера подлежащей взысканию с ответчика Администрации МО село Салемал компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Взыскать с Администрации МО село Салемал в пользу Хачатряна М.С. невыплаченную заработную плату в сумме "данные изъяты", сумму компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме "данные изъяты", компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты", судебные расходы в сумме "данные изъяты", всего взыскать "данные изъяты"".
В остальной части решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.