Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Акбашевой Л.Ю.
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Долматова М.В.
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Шлындикова А.Н. на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Атрошкиной В.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шлындиков А.Н. обратился в суд с иском к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации муниципального образования город Ноябрьск, Администрации муниципального образования город Ноябрьск (далее -НГДИ, Администрация) об оспаривании распоряжений об отмене ранее изданных распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, о признании незаконным Постановления Администрации МО г. Ноябрьска от 30 августа 2016 года NП-673 "Об установлении соответствия между разрешённым использованием земельного участка и видом разрешённого использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешённого использования земельных участков", о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, о возложении обязанности по предоставлению в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и заключения договора купли-продажи.
В обоснование требований иска указал, что 4 мая 2016 года обратился в НГДИ Администрации г. Ноябрьск с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства площадью 882 кв.м., 1216 кв.м., 1466 кв.м. на праве собственности. Распоряжениями Главы Администрации города Ноябрьск согласовано предварительное предоставление названных земельных участков, утверждены схемы земельных участков, земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров. После чего обратился с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов, однако оспариваемыми распоряжениями были отменены ранее принятые решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков и отказано в их предоставлении, что явилось поводом для обращения в суд.
Представители ответчиков в судебном заседании иск не признали.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец Шлындиков А.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что оспариваемые распоряжения органа местного самоуправления не соответствуют действующему законодательству; о том, что при изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков не были проведены публичные слушания и др.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, их участие в судебном заседании обеспечено использованием системы видеоконференц-связи.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 4 мая 2016 года Шлындиков А.Н. обратился с заявлениями о предварительном согласовании предоставления трех земельных участков на праве собственности для личного подсобного хозяйства.
Распоряжениями Администрации города Ноябрьск от 12.07.2016 N1808, от 15.07.2016 N З-1848, от 21.07.2016 NЗ-1890 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" Шлындикову А.Н. предварительно согласованы в целях предоставления в собственность земельные участки: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью - 1216 кв.м. адресные ориентиры: "адрес"; площадью - 882 кв.м., адресные ориентиры: "адрес"; площадью -1466 кв.м., адресные ориентиры: "адрес", утверждены схемы расположения земельных участков.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с указанием категории земель (земли населенных пунктов) и вида разрешенного использования (приусадебный участок личного подсобного хозяйства).
11,12,15 августа 2016 года Шлындиков А.Н. обратился в Администрацию муниципального образования г.Ноябрьск с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов.
31 августа 2016 года истец в своих заявлениях просил оставить заявления о предоставлении земельных участков без рассмотрения. 12 сентября 2016 года повторно обратился с заявлениями о предоставлении названных земельных участков в собственность.
Распоряжениями Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 13 октября 2016 N З-3080, NЗ-3079, N3-3077 отменены ранее изданные распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Истцу отказано в предоставлении названных выше земельных участков.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 30 августа 2016 года NП-673, в том числе для спорного земельного участка установлен вид разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что предварительное согласование спорных земельных участков проведено с нарушением действующего законодательства, а именно без проведения процедуры торгов и оспариваемыми распоряжениями устранены допущенные нарушения, оснований для предоставления спорных земельных участков не имелось.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
В силу п.1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п.4 ст. 39.18 ЗК РФ).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).
В силу пункта 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона (торгов) лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ЛПХ и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Из материалов дела следует, что извещение о предоставлении названного земельного участка было опубликовано 3 июня 2016 года.
14 июня 2016 года в НГДИ Администрации г. Ноябрьска поданы заявки на земельные участки площадью 882 кв.м. и 1466 кв.м. от Листикова И.И. и 24.06.2016 года от Гафурова Б.Р. Впоследствии Листиков И.И. извещен об оставлении его заявлении без рассмотрения, а Гафуров Б.Р. отозвал свою заявку.
Не смотря на указанные обстоятельства при наличии заявок иных лиц на земельные участки, НГДИ Администрации г. Ноябрьска вопреки требованиям п.7 ст. 39.18 ЗК не приняло в семидневный срок решения об отказе Шлындикову А.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а напротив, произвело согласование как единственному претенденту на земельные участки.
Из материалов дела следует, что по факту предварительного согласования земельных участков проведено служебное расследование, в ходе которого установлено неправомерное издание распоряжений о предварительном согласовании земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. По итогам служебного расследования должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Данные обстоятельства давали основания для принятия органом местного самоуправления мер по отмене незаконных распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии со статьями 2, 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления не лишен права на отмену или приостановления действия ранее изданных муниципальных правовых актов, при этом такие решения не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, не могут быть признаны обоснованными в силу вышеуказанного.
Не могут быть приняты во внимание также доводы истца относительно изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков. Поскольку в предоставлении спорных земельных участков истцу отказано, постольку последующими действиями органа местного самоуправления по изменению вида разрешенного использования названного земельного участка с "для личного подсобного хозяйства" на "индивидуальное жилищное строительство" не затронуты законные интересы истца и не нарушены его права.
Кроме того, суд первой инстанции при разрешении спора учел следующее.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) до 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Основанием для издания оспариваемого постановления N673-П явилось, в том числе не соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвиия РФ от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", что фактически привело к неверному определению кадастровой стоимости по 24 земельным участкам, вместо "данные изъяты" за квадратный метр стоимость рассчитана исходя из "данные изъяты" за квадратный метр.
В указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ В.Т. Атрошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.