Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Рахимкуловой Н.Р.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Реутовой Ю.В.
при секретаре Сорокиной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по ЯНАО Давлетбаева Р.Х. на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2016 года, которым постановлено:
Иск Решетило Р.М. к УФСИН России по ЯНАО удовлетворить в части.
Обязать УФСИН России по ЯНАО произвести перерасчет пенсионного обеспечения Решетило Р.М., исходя из оклада начальника пожарной части (начальника отдела) ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО с учетом стажа по последнему месту службы.
Взыскать с УФСИН России по ЯНАО в пользу Решетило Р.М. сумму недополученной пенсии за период с 09.12.11 г. По 31.10.16 г. в сумме "данные изъяты"
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., объяснения Решетило Р.М. об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решетило Р.М. обратился в суд с иском к УФСИН России по ЯНАО о возложении обязанности произвести перерасчет пенсионного обеспечения.
В обоснование иска указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника пожарной части (начальника отдела) ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО. 4 октября 2000 года уволен по п."в" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). В сентябре 2011 года он вновь принят в органы уголовно-исполнительной системы, где проходил службу по должности старшего юрисконсульта и исполнял обязанности начальника отдела кадров ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО. В связи с чем, выплата пенсии ему приостанавливалась. 8 декабря 2011 года он повторно уволен по аналогичному основанию. При этом пенсионное обеспечение ему было назначено с учетом последней занимаемой должности старшего юрисконсульта (начальника отдела кадров) ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО. Полагал, что выплата пенсии должна быть ему возобновлена, исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения из оклада по ранее занимаемой должности начальника пожарной части (начальника отдела) ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, и просил о разрешении сложившегося спора заявленным в иске способом.
В ходе производства по делу истец на основании ч.1 ст.39 ГПК РФ просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии, исходя из оклада начальника пожарной части (начальника отдела) ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО с учетом стажа по последнему месту службы, взыскать с ответчика сумму недополученного пенсионного обеспечения в размере "данные изъяты".
Решетило Р.М. в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Представитель истца адвокат Буц Ж.В., действующая на основании ордера, иск поддержала по указанным в нем основаниям.
Представитель УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х., действующий на основании доверенности, против иска возражал. Указал, что требования истца основаны на неправильном понимании положений закона специального действия, регулирующего спорные правоотношения.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель УФСИН России по ЯНАО Давлетбаев Р.Х. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и постановить новый судебный акт. Ссылаясь на положения ст.14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", считает, что в случае повторного поступления на службу лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы, выплата пенсии возобновляется, исходя из штатной должности, выслуги лет и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
В возражениях на апелляционную жалобу представителя ответчика Решетило Р.М. просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39, часть 1).
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. Однако такого рода дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения должна осуществляться законодателем с соблюдением Конституции Российской Федерации, в том числе гарантированного ее статьей 19 принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решетило Р.М. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника пожарной части (начальника отдела) ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО.
4 октября 2010 года уволен по п."в" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N4202-1, пенсия ему была назначена с учетом занимаемой им должности в соответствии с нормами Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
1 сентября 2011 года он вновь принят в уголовно-исполнительную систему, где проходил службу в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО в должности старшего юрисконсульта и исполнял обязанности начальника отдела кадров, в связи с чем, выплата пенсии ему была приостановлена.
8 декабря 2011 года Решетило Р.М. повторно уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы на основании п."в" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N4202-1.
При этом пенсия ему назначена по должности старшего юрисконсульта (начальника отдела кадров) ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, что привело к уменьшению размера пенсионного обеспечения с "данные изъяты" до "данные изъяты".
В силу п. "а" ч.1 ст.5Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в ст.1 (в частности проходившие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы) данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную этим Законом выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2011 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Частями 1 и 2 статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей" установлено, что лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в ст.1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Применительно к нормам ст.14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей" в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется, исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
В рассматриваемом случае, закрепляя в Законе N4468-1 от 12 февраля 1993 года правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, в том числе для лиц, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, законодатель установил, что лицам, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы, получавшим пенсию, производство которой им было приостановлено в связи с повторным поступлением на службу в УИС, выплата пенсии возобновляется при последующем увольнении их со службы с учетом выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
При этом специальным законом прямо урегулировано правило возобновления выплаты именно ранее назначенной, но приостановленной в связи с поступлением на службу, пенсии, обуславливающего лишь учет выслуги и общий стаж на день последнего увольнения, а не занимаемую должность при последующем увольнении.
Повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса сотрудника УИС не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для защиты пенсионных прав истца посредством заявленного в иске способа.
Разрешая по существу сложившиеся правоотношения, суд руководствовался предписаниями Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, не демонстрируют об обратном.
Приведенная позиция продемонстрирована и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N6-П.
Следовательно, решение суда является законным и обоснованным, доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ответчика, не содержат предусмотренных законом оснований для его отмены или изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Е.Г. Зотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.