Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - муниципального предприятия "Дары Ямала" муниципального образования города Салехард по жалобе защитника А. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 27 декабря 2016 г., которым постановление главного специалиста отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО, государственного инспектора Ямало-Ненецкого АО в области охраны окружающей среды N 1062 от 30.11.2016 о наложении штрафа в размере 100 000 рублей изменено, штраф снижен до 50 000 рублей,
установил:
Муниципальное предприятие "Дары Ямала" муниципального образования города Салехард (далее - МП "Дары Ямала", предприятие) привлечено к ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП за несоблюдение предприятием экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления иными опасными веществами: по состоянию на 08.11.2016 не было обеспечено выполнение обязательных требований по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением судьи Салехардского городского суда от 27.12.2016 постановление должностного лица административного органа о назначении административного штрафа в размере 100 000 рублей изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
Защитник предприятия А. в жалобе просит решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку при проведении проверки допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", должным образом не дана оценка имеющимся в деле доказательствам. Заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, в связи с тем, что при первоначальном обращении, судом жалоба защитника была оставлена без рассмотрения ввиду отсутствия в доверенности полномочий на подачу жалобы по делу об административном правонарушении.
Как следует из определения в деле от 10.02. 2017 защитнику А. ранее отказано в пересмотре того же решения судьи по основанию отсутствия у защитника в представленной доверенности указания на полномочие обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Заявитель ссылается на то, что определение было получено 21.02. 2017 почтовым отправлением.
Учитывая данное обстоятельство, которое не опровергается материалами дела об административном правонарушении, не имеется оснований считать направленную через Салехардский городской суд жалобу с пропущенным сроком.
Изучив материалы дела, заслушав защитника А. по доводам жалобы, оснований согласиться с ними не нахожу.
Статьей 8.2 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (далее ФЗ N 89) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
До 01.01.2016 разработка и утверждение ПНООЛР осуществлялась на основании п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, территориальным органом Росприроднадзора.
Исходя из Критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, предприятие является муниципальным, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не является объектом федерального государственного экологического контроля, и в силу положений п. 7 ст. 65 ФЗ Об охране окружающей среды в отношении таких объектов осуществляется региональный государственный экологический контроль.
Предприятие несет обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку у предприятия в процессе производственной деятельности образуются отходы.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Названные задачи в ходе производства по делу были выполнены.
Установлено, что на основании приказа директора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО N843 от 30.09.2016 в отношении предприятия проведена плановая документарная выездная проверка (л. 15-20).
По результатам проверки МП "Дары Ямала" привлечено к административной ответственности.
При этом, доводы жалобы заявителя об имеющихся, по его мнению, "дефектах" составленного по её результатам акта проверки, не подлежат оценке по правилам Кодекса РФ об АП, поскольку вне зависимости от наличия составленного акта, являющегося одним, но не единственным доказательством по делу об административном правонарушении, предприятие при установлении в его действиях (бездействии) состава правонарушения, может быть привлечено к административной ответственности.
Отсутствие в акте проверки подписей всех лиц, проводивших проверку, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не является существенным нарушением, влекущим признание результатов проверки недействительными.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что за период с 4 квартала 2015 г. по 3 квартал 2016 г. у предприятия образовались 114,281 т. отходов, а именно: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (включая крупногабаритный); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (л. 1-6).
В силу ст. 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесено, в том числе осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
СогласноПоложению о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО (утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 29 апреля 2013 г. N 297-П)в компетенцию департамента входит, в том числе,осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также осуществление регионального государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения (п. 2.1.35).
На основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкого АО N317-р от 18.08.2015 МП "Дары Ямала" МО г. Салехард было отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с отсутствием в государственном реестре объектов размещения отходов, на которых предприятием предполагается размещение отходов, что является основанием для отказа в утверждении ПНООЛР (л.д. 80-83).
02.11.2016 в адрес и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому АО директором МП "Дары Ямала" для согласования и утверждения после доработки и внесения изменений повторно был направлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.
Приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО N132-нл от 18.11.2016 были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение Муниципальному предприятию "Дары Ямала" муниципального образования город Салехард сроком действия с 18.11.2016 по 17.11.2021 (л.д. 90).
На основании ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно установлено при рассмотрении дела и указано в решении, неоднократные попытки предприятия разработать проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение, которые оказались безуспешными, не указывают на отсутствие состава административного правонарушения, не могут быть признаны основанием для освобождения от административной ответственности.
Учитывая обстоятельства совершённого правонарушения, повлекшего нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, объем образовавшихся у предприятия отходов, а именно 114,281 тонн, отсутствуют основания признать правонарушение малозначительным.
Таким образом, отсутствуют основания для отмены либо изменения решения судьи.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
решил:
решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 27 декабря 2016 г. по делу по ст. 8.2 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица - муниципального предприятия "Дары Ямала" муниципального образования города Салехард оставить без изменения, жалобу защитника без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.