Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 февраля 2017 г. по делу N 33а-156/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО10,
судей:
ФИО12 ФИО9,
при секретаре ФИО5, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) ФИО6, на решение Смоленского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N капитана ФИО1 об оспаривании действий начальника ЗРУЖО и начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в "адрес" - "адрес" (далее - Отделение), связанных с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО11, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, проходит ее в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", по адресу которой постоянно зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по адресу указанной воинской части по месту жительства также зарегистрирована его супруга - ФИО7 Дочь административного истца - ФИО8 - ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ г. постоянно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 62,2 кв.м., в праве собственности на которое с ДД.ММ.ГГГГ г. имеет долю в размере ?.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец и его супруга были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО11 обратился в Отделение с заявлением о перечислении ему жилищной субсидии, исходя из состава семьи 3 человека (он, супруга и дочь).
В ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец обратился в Отделение с заявлением, в котором просил внести в его учетные данные для получения жилищной субсидии, включив в них его дочь, с учетом участия ее в приватизации жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес". Указанное заявление ФИО11 было удовлетворено.
Решением заместителя начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО11, его супруге и дочери предоставлена жилищная субсидия с нормативом общей площади жилого помещения 38,45 кв.м. в сумме 3 599 719 рублей 76 копеек. Из этого же решения усматривается, что при его принятии было учтено то обстоятельство, что дочери административного истца на праве собственности принадлежит 15,55 кв.м., на которые был уменьшен вышеупомянутый норматив общей площади жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ жилищная субсидия в указанном выше размере была перечислена на банковский счет административного истца.
Полагая свои права нарушенными, ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что жилищная субсидия должна была быть ему выплачена на состав семьи 2 человека, он и его супруга, поскольку по действующему законодательству, регулирующему жилищные правоотношения, его дочь не является членом его семьи, так как с ним совместно не проживает, на момент выплаты жилищной субсидии являлась совершеннолетней и обучение в учебных учреждениях не проходила.
В связи с изложенным ФИО13, с учетом уточнения своих требований, просил суд:
- признать незаконным решение начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в состав его семьи его дочери - ФИО8 и расчета выплаченной жилищной субсидии на состав семьи 3 человека;
- обязать ЗРУЖО устранить допущенное нарушение путем изменения вышеуказанного решения, а именно, исключения ФИО8 из состава членов его семьи и производства перерасчета жилищной субсидии на состав семьи 2 человека.
- обязать начальника Отделения направить, в установленном законом порядке, документы для назначения и выплаты жилищной субсидии на состав семьи 2 человека, исключив ФИО8 из состава членов его семьи.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО11 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ЗРУЖО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 обратился в Отделение с заявлением о перечислении жилищной субсидии, исходя из состава семьи 3 человека (он, супруга и дочь). На основании заявления ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ в его персональные данные для выплаты жилищной субсидии внесены изменения, в соответствии с которыми дочь административного истца ФИО8 включена в состав его семьи с учетом наличия у нее в собственности 15,55 кв.м. в жилом помещении по адресу: "адрес". По результатам рассмотрения представленных документов ФИО11 было доведено об изменении формы обеспечения его жильем, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N N, которое им не оспаривалось. Каких-либо заявлений об исключении дочери административного истца ФИО8 из состава семьи ФИО11 в адрес Отделения не поступало.
Ссылаясь на п. 4 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" отмечает, что перечисление ФИО11 оспоренным им решением жилищной субсидии произведено в соответствии с положениями действующего законодательства.
Обращает внимание на то, что ФИО11 документы о прекращении учебы его дочери в Отделение не представлял, а напротив, просил включить ее в реестр на получение жилищной субсидии с учетом имеющейся у нее собственности. Дочь административного истца, согласившись с этим, собственноручно подписала заявление о перечислении жилищной субсидии.
В заключение жалобы акцентирует внимание на том, что в судебном заседании не были исследованы документы по дочери административного истца, а судом приняты во внимание лишь устные ссылки административного истца по этому факту.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Порядка определено, что он регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Действительно, по смыслу ст. 2 Семейного кодекса супруги, родители и их дети являются членами семьи.
Вместе с тем ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, равно как и положений ч. 1 ст. 69 и ч. 6 ст. 100 ЖК РФ следует, что применительно к жилищным правоотношениям, определяющим обстоятельством, свидетельствующим о наличии семейных отношений является факт совместного проживания субъектов этих правоотношений на постоянной основе.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как видно из материалов дела, по месту жительства административный истец и его супруга постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес", воинский проезд "адрес", войсковая часть N. В то время как его дочь по месту жительства постоянно зарегистрирована в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес".
Таким образом, из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что применительно к жилищным правоотношениям дочь ФИО11 не является членом семьи административного истца, в связи с чем не могла претендовать на обеспечение жилищной субсидией в качестве члена его семьи.
Как усматривается из представленного административным истцом расчета, оснований не согласиться с которым у судебной коллегии не имеется, размер жилищной субсидии, перечисленной ФИО11 с учетом его дочери, меньше размера жилищной субсидии, причитавшейся ему без учета его дочери.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действиями административного ответчика были нарушены права административного истца на получение денежных средств для приобретения жилого помещения в установленном действующим законодательством размере и правомерно удовлетворил заявление ФИО11.
То обстоятельство, что перечисление административному истцу жилищной субсидии с учетом его дочери произведено с согласия последней и на основании заявления ФИО11, правового значения для дела не имеет, поскольку в условиях отсутствия у дочери административного истца права на обеспечение жильем за счет военного ведомства, о правомерности оспоренного ФИО11 решения жилищного органа не свидетельствует.
Вопреки утверждению в жалобе, из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что представленные сторонами доказательства, в том числе относящиеся к вопросу о наличии у дочери административного истца права на обеспечение жильем за счет военного ведомства, судом были исследованы.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование действующего законодательства, приведенные в качестве доводов апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение "данные изъяты" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ФИО14. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.