Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 декабря 2016 г. по делу N 33а-1905/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО3, ФИО7,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО5, представителя командира войсковой части N ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 и его представителя ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 октября 2016 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с отказом в выплате ему денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, доводы представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходил военную службу по контракту в должности заместителя командира войсковой части N по вооружению - начальника технической части до 26 сентября 2016 г.
17 июня 2016 г. административный истец обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за непредоставленные 319 дополнительных суток отдыха (далее - компенсация), однако как указал суд первой инстанции в своем решении, в установленный законом срок ответа на указанный рапорт он не получил.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N связанные с невыплатой ему компенсации и обязать данное должностное лицо издать приказ о выплате и выплатить ему денежную компенсацию вместо 319 дополнительных суток отдыха, из которых: 83 - за выполнение служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики; 225 - за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; 9 суток, указанные в журнале учета войсковой части N и 2 суток отпуска за 25 и 26 мая 2016 г., предоставленных ему, но фактически неиспользованных вследствие болезни.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично. Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с нерассмотрением рапорта ФИО1 от 17 июня 2016 г. о выплате ему компенсации и обязал данное должностное лицо рассмотреть вышеуказанный рапорт в установленном действующим законодательством порядке, а также присудил ко взысканию с войсковой части N в пользу административного истца судебные расходы в сумме 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 судом отказано.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель, считая решение гарнизонного военного суда незаконным и необоснованным, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, так как полагают, что ФИО1 имеет право на получение денежной компенсации, и это право административным ответчиком было нарушено.
В обоснование этого авторы апелляционной жалобы утверждают, что, вопреки выводу суда первой инстанции, рапорт ФИО1 от 17 июня 2016 г. о выплате ему компенсации командиром воинской части в установленном порядке рассмотрен и положительно разрешен, о чем свидетельствует резолюция на рапорте этого должностного лица.
Кроме того, по мнению авторов апелляционной жалобы, из письменных возражений и объяснений в судебном заседании представителя административного ответчика следует, что командир воинской части отказал в выплате спорной денежной компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 указанной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение таких военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона, боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 5 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Закона (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
При этом п. 6 ст. 29 Положения установлено, что дополнительное время отдыха может предоставляться до дня начала отпуска военнослужащего либо присоединяться к нему.
В силу абз. 3 ст. 220 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.
Согласно п. 1 приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 25 июня 2008 г. N 551 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха", военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
Следовательно, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, для предоставления военнослужащим, дополнительных суток отдыха или вместо них денежной компенсации, необходимо соответствующее волеизъявление самого военнослужащего, выраженного в соответствующем рапорте.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 приказом командира войсковой части N от 25 июля 2014 г. N был исключен из списков личного состава воинской части и откомандирован для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть N, с указанием на то, что им не было использовано 83 дополнительных дней отдыха за выполнение служебно-боевых задач и 225 дней отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
28 июля 2014 г. ФИО1 согласно приказу командира войсковой части N N был зачислен в списки личного состава указанной воинской части с 26 июля 2014 г.
На основании приказов командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России от 15 июля 2016 г. N и командира войсковой части N от 20 сентября 2016 г. N, соответственно, ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в запас по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе и с 26 сентября 2016 г. и исключен из списков личного состава воинской части.
Кроме того, из исследованных судом копий отпускного билета от 8 мая 2016 г. N и листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от 10 мая 2016 г., ФИО1 было предоставлено 2 дополнительных дня отдыха в период с 23 по 24 мая 2016 г., однако в период с 10 по 27 мая 2016 г. включительно он находился на амбулаторном лечении, что подтверждается копией листка освобождения от служебных обязанностей.
Поскольку ФИО1 посчитал, что у него образовалось 319 неиспользованных дополнительных суток отдыха, 17 июня 2016 г. он обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил выплатить ему соответствующую денежную компенсацию.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В силу ч. 1 ст. 9 этого Федерального закона обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 10 этого правового акта должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона письменное обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно абз. 3 ст. 106 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав) письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
В силу ст. 109 и 116 Устава военнослужащий, подавший обращение, имеет право, в том числе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения и получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов. Все обращения подлежат рассмотрению в срок до 30 суток.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1163-О, от 23 июня 2016 г. N 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 8, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
В соответствии со ст. 59 и 60 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок определения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен этим Кодексом.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что 17 июня 2016 г. ФИО1 обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию, вместо положенных ему дополнительных суток отдыха, однако как было установлено судом первой инстанции в предусмотренный законом срок ответ на указанный рапорт он не получил, что подтверждается объективными доказательствами, в числе которых объяснения представителя административного ответчика в судебном заседании, из содержания которых следует, что ответ на вышеуказанный рапорт ФИО1 не давался, а также объяснения административного истца, пояснившего суду, что ему никем не сообщалось о принятом решении командира не выплачивать денежную компенсацию.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что резолюция, наложенная командиром войсковой части N на рапорт ФИО1 свидетельствует о его надлежащем рассмотрении и принятии по нему положительного решения является несостоятельным и противоречит иным доводам апелляционной жалобы, а также объяснениям представителя административного ответчика в судебном заседании, согласно которым оспариваемая истцом денежная компенсация ему не положена.
Вместе с тем указанные объяснения наряду с возражениями представителя административного ответчика относительно административного иска не содержат какой-либо сформированной позиции, позволяющей дать им однозначную оценку.
Следовательно, резолюция на рапорте не раскрывает объективное отношение воинского должностного лица к изложенным в рапорте требованиям.
Таким образом, суд первой инстанции, верно определив юридически значимые по делу обстоятельства, содержанием которых является соблюдение порядка рассмотрения обращения, не предрешая вопросы правомерности требований истца произвести ему выплату денежной компенсации, установил, что обращение было принято к рассмотрению, однако в установленном действующим законодательством порядке не рассмотрено, и административному истцу не дан ответ в установленный срок.
При таких данных, а также с учетом приведенных нормативных положений следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что, не рассмотрев в установленном законом порядке рапорт ФИО1, командир войсковой части N допустил бездействие, которое правильно признано судом незаконным.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, 311 и п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 5 октября 2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителя ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.