Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 февраля 2017 г. по делу N 33а-201/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Чикаренко ФИО7 об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Западрегионжилье), связанного с расчетом размера жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Чикаренко проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцирующейся в г. "адрес". В 2003 году административный истец на состав семьи 3 человека (он, жена и дочь) был обеспечен жилым помещением менее нормы нуждаемости - 17,8 кв.м. жилой площади, находящимся в г. "адрес", в связи с чем, решением жилищной комиссии воинской части оставлен на жилищном учете. В 2008 году после развода с женой Чикаренко снялся с регистрационного учёта по месту нахождения указанной квартиры и по решению Октябрьского районного суда от 4 июня 2008 года утратил право пользования ею. Поскольку административный истец не сдал ранее полученное им от Министерства обороны Российской Федерации для постоянного проживания жилое помещение общей площадью 32,2 кв.м., заместителем начальника "Западрегионжилье" 7 июня 2016 года принято решение N 03-28/745 о предоставлении ему на одного человека жилищной субсидии, из расчёта 0,8 кв.м. в сумме "данные изъяты" Полагая, что его права на получение жилищной субсидии в большем размере были нарушены, Чикаренко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителем начальника "Западрегионжилье" от 7 июня 2016 года N 03-28/745 в части его касающейся, произвести перерасчёт и доплатить ему жилищную субсидию в размере "данные изъяты", исходя из норматива общей площади жилого помещения 33 кв.м. Кроме того, административный истец просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Чикаренко отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, указывает на несостоятельность выводов суда первой инстанции относительно того, что военнослужащие только один раз обеспечиваются за счёт государства жилым помещением, так как в соответствии с действующим законодательством данное правило распространяется лишь на увольняемых с военной службы, к которым он не относится.
Автор жалобы обращает внимание на то, что при обеспечении жилищной субсидией учитываются действия по отчуждению жилых помещений лишь за последние пять лет. С 2008 года он является одиноко проживающим и не имеющим какого-либо жилья гражданином.
Чикаренко утверждает, что у жилищного органа не было оснований уменьшать норматив положенной ему общей площади жилого помещения - 33 кв.м.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) и учитывая невозможность Чикаренко сдать предоставленное ему в 2003 году жилое помещении общей площадью 32,2 кв.м., пришел к выводу, что при расчёте размера причитающейся административному истцу жилищной субсидии, для недопустимости повторного, сверхнормативного обеспечения военнослужащего жилым помещением, необходимо учитывать всю общую площадь ранее предоставленного ему жилья.
Однако, судом без внимания было оставлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 16 статьи 15 Закона, при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
ПорядокПорядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), закреплено, что норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего военнослужащего.
Пунктом 4 данных Правил определено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Вместе с тем, эта норма носит общий характер и не регулирует правоотношения, связанные с повторным обеспечением военнослужащего жилым помещением от военного ведомства, ранее распорядившегося им.
Из анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что предоставляя военнослужащим жилые помещения для постоянного проживания Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Следовательно, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным норма жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения, предназначенного для постоянного проживания, либо жилищной субсидии в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении пятилетнего срока со дня отчуждения такого жилья.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не федеральным органом исполнительной власти в котором предусмотрена военная служба.
Подобный правовой смысл закреплён в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2014 года N 660-О.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Чикаренко находится на военной службе с июля 1990 года и с апреля 1995 года проходит её в различных воинских частях в г. "адрес". 16 октября 2002 года решением жилищной комиссией войсковой части N, оформленным протоколом заседания N 17, административному истцу на состав семьи 3 человека (он, жена и дочь) распределено жилое помещение общей площадью 32,2 кв.м., жилой площадью 17,8 кв.м. по адресу: "адрес". Так как площадь данной квартиры была менее нормы нуждаемости, военнослужащий не был исключён из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 14 мая 2003 года Чикаренко на указанную квартиру выдан ордер N 220, в который включены все члены его семьи. 24 ноября 2006 года брак административного истца прекращён, а 27 февраля 2008 года он снялся с регистрационного учёта по месту жительства, утратив право пользования им. Поскольку административный истец не сдал ранее полученное им от Министерства обороны Российской Федерации для постоянного проживания жилое помещение, 7 июня 2016 года заместителем начальника "Западрегионжилье" принято решение N 03-28/745 о предоставлении ему на одного человека жилищной субсидии, из расчёта 0,8 кв.м. в сумме "данные изъяты"
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Чикаренко в 2003 году был обеспечен жилым помещением менее нормы нуждаемости, предусмотренной действовавшим на тот период времени законодательством, и что он вместе с членами семьи был оставлен на жилищном учёте, то у Министерства обороны Российской Федерации сохранилась обязанность обеспечить его недостающей до нормы предоставления общей площадью жилого помещения. Действия же административного истца, связанные со снятием в 2008 году с регистрационного учёта и утратой права пользования данной квартирой не препятствуют нахождению на жилищном учёте, однако, их необходимо учитывать при обеспечении его жильем и по истечении пятилетнего срока со дня такого отчуждения.
В тоже время, поскольку названное жилое помещение предоставлялось не только административному истцу, но и членам его семьи, также имевшим право на его получение и последующее проживание в нём на равных правах, в настоящее время переставшими быть одной семьёй, то выводы суда первой инстанции, что при расчёте размера причитающейся Чикаренко жилищной субсидии для недопустимости его повторного, сверхнормативного обеспечения жилым помещением необходимо учитывать всю общую площадь ранее предоставленной ему квартиры - 32,2 кв.м., судебная коллегия находит ошибочными. Государство фактически обеспечило самого военнослужащего лишь 1/3 долей указанного жилья, что составляет 10,73 кв.м. общей площади жилого помещения, которым он и распорядился. Поскольку оставшиеся 21,46 кв.м. приходятся на бывших членов семьи административного истца, которые после развода не подлежат обеспечению жильем, то и учёт всей площади жилого помещения при предоставлении Чикаренко на состав семьи один человек жилищной субсидии нельзя признать обоснованным.
Вопрос о необходимость сдачи всего ранее предоставленного жилого помещения при повторном обеспечении жильём может быть поставлен лишь в случае, если государство изначально выполнило перед военнослужащим свои обязательства, обеспечив его жилым помещением именно по нормам действующего законодательства, устранив нуждаемость последнего в получении такового.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права следует отменить и принять новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Поскольку расчёт жилищной субсидии относится к компетенции жилищного органа, то для восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить обязанность на начальника "Западрегионжилье" пересчитать размер причитающейся Чикаренко жилищной субсидии, с учётом ранее приходившихся на него 10,73 кв.м. общей площади жилого помещения, доплатив ему недополученные денежные средства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст.ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 16 ноября 2016 года по административному исковому заявлению Чикаренко ФИО7 об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с расчетом размера жилищной субсидии, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права, отменить и принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Чикаренко Владимира Владленовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 7 июня 2016 года N 03-28/745 о предоставлении Чикаренко В.В. жилищной субсидии, рассчитанной с учётом ранее предоставленного ему жилого помещения общей площадью 32,2 кв.м.
Обязать начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации пересчитать размер причитающейся Чикаренко В.В. жилищной субсидии, с учётом ранее приходившихся на него 10,73 кв.м. общей площади жилого помещения, доплатив ему недополученные денежные средства.
В удовлетворении административного искового заявления Чикаренко В.В. в остальной части требований - отказать.
В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.