Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 16 февраля 2017 г. по делу N 33а-209/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н., Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Мусатовой Е.О., с участием представителя административного истца Гаврова И.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2016 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Сибирцева ФИО10 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Сибирцеву, заключившему первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и в августе 2016 года достигшему общей продолжительности военной службы 20 лет, решением начальника отделения от 15 октября 2016 года отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном месте постоянного жительства.
Основанием для этого послужили обстоятельства, связанные с тем, что ранее административный истец в составе семьи своего отца, Сибирцева В.И., являвшегося военнослужащим, в апреле 1993 года по ордеру Рязанской КЭЧ района был обеспечен жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес", общей площадью 53,5 кв.м. и жилой площадью 30,3 кв.м. Поскольку данное жилое помещение в 2009 году было приватизировано в общую долевую собственность его родителями, то при таких обстоятельствах, по мнению должностного лица, у административного истца отсутствует возможность сдать его, в результате чего он не может быть принят на жилищный учет и повторно обеспечен жильем от Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Сибирцев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника отделения от 15 октября 2016 года, обязав его повторно рассмотреть вопрос о принятии на жилищный учет.
Кроме того, просил взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом первой инстанции административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе административный ответчик, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, утверждает о том, что поскольку административный истец в составе семьи своего отца обеспечивался жильем в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", то обеспечение его жилым помещением на условиях этого закона возможно после сдачи им ранее полученной квартиры, что в условиях ее приватизации родителями не представляется возможным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
В силу п. 14 ст. 15 этого же Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих при перемене места жительства осуществляется за счет Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих гарантию обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему в связи с прохождением военной службы жилое помещение для получения другого жилого помещения.
Обязанность военнослужащего по возврату Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) ранее полученного жилого помещения вытекает и из п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Следовательно, если военнослужащий распорядился полученным ранее в связи с прохождением военной службы жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он лишается права требовать повторного предоставления жилья в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что в 1993 году отец Сибирцева в связи с прохождением военной службы Министерством обороны Российской Федерации на основании ордера N N, выданного Рязанской КЭЧ района, на семью из трех человек (он, супруга и несовершеннолетний сын - административный истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) был обеспечен жилым помещением в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в которой административный истец до 21 февраля 2005 года был зарегистрирован.
В августе 1996 года Сибирцев поступил в военное учебное заведение и после его окончания с июля 2001 года военную службу стал проходить в г. Рязани в войсковой части N, по адресу которой он с 14 марта 2005 года зарегистрировался.
По договору от 10 ноября 2009 года вышеуказанное жилое помещение передано администрацией г. Рязани родителям административного истца в собственность в порядке приватизации и с 16 ноября того же года принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Таким образом, установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к правильному выводу, что ограничения, установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а именно по предоставлению военнослужащим жилого помещения для постоянного проживания только один раз за все время военной службы, не распространяются на Сибирцева, поскольку касаются только военнослужащих, ранее обеспечивавшихся Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилым помещением для постоянного проживания.
Именно военнослужащий, получивший жилье, а не члены его семьи, обладает возможностью и обязан сдать это жилое помещение при повторном обеспечении жильем в избранном месте жительства.
Поскольку 21 февраля 2005 года административный истец прекратил право пользования предоставленной его отцу квартирой, то он тем самым ухудшил свои жилищные условия, в результате чего может быть признан нуждающимся в жилом помещении в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом последствий намеренного ухудшения жилищных условий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.
Так как к моменту отказа должностного лица в принятии Сибирцева на жилищный учет пятилетний срок после ухудшения им своих жилищных условий истек в феврале 2010 года, а общая продолжительность его военной службы на момент принятия оспоренного решения составила 20 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на начальника отделения обязанность отменить принятое им решение от 15 октября 2016 года и повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца на жилищный учет в избранном им постоянном месте жительства.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2016 года по административному иску Сибирцева ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.