Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 марта 2017 г. по делу N 33а-275/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО10., ФИО7,
при секретаре ФИО4, с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело его по апелляционной жалобе на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Военного университета полковника ФИО1 об оспаривании действий командующего Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9, с 1990 г. проходящий военную службу по контракту в Военном университете в "адрес", был зарегистрирован по месту жительства и фактически проживал в трехкомнатной квартире общей площадью 69,9 кв.м. по адресу: "адрес", "адрес". В "адрес" г. ФИО9 снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался в жилом помещении по адресу: "адрес", а ДД.ММ.ГГГГ, снявшись с регистрационного учета по названому адресу, зарегистрировался по адресу Военного университета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратился в ДЖО с заявлением, в котором просил признать его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, однако решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N N в этом ему было отказано по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. В основу принятого решения ДЖО положено то обстоятельство, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, будучи зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью 69,9 кв.м., собственниками которой являются его дочь и бывшая супруга, являлся членом семьи собственника жилого помещения и уровень обеспеченности его общей площадью жилого помещения превышал размер учетной нормы, установленной в "адрес" (10 кв.м. на одного человека), а добровольно освободив это жилое помещение и снявшись с регистрационного учета по адресу его нахождения, он совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ.
Считая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным и обязать ДЖО принять его на указанный учет.
Гарнизонный военный суд удовлетворении административного искового заявления ФИО9 отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на разъяснения, данные в п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" указывает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствую обстоятельствам дела.
Так основанием отказа в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, послужило отнесение его к членам семьи собственника жилого помещения и совершение им действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий, что не соответствует действительности.
В этой связи, ссылаясь на положения ст. 31 ЖК РФ, отмечает, что после расторжения в 2009 г. брака с ФИО5 он не проживает по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", принадлежащем на праве собственности его супруге и дочери, а проживает по адресу: "адрес", что подтверждается договорами безвозмездного пользования комнатой в этой квартире. Таким образом, он, как не проживающий совместно со своей супругой и дочерью, членом семьи собственника жилого помещения не является.
Полагает, что его регистрация до ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", носила формальный характер, а с регистрационного учета по вышеуказанному адресу он снялся ввиду получения соответствующего письменного уведомления от его бывшей супруги. Таким образом, снятие его ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", не является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку этим жилым помещением он не пользовался и коммунальные услуги с 2009 г. не оплачивал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
По смыслу ст. 2 Семейного кодекса родители и их дети являются членами семьи.
Частями 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, из положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, равно как и положений ч. 1 ст. 69 и ч. 6 ст. 100 ЖК РФ следует, что применительно к жилищным правоотношениям, определяющим обстоятельством, свидетельствующим о наличии семейных отношений является факт совместного проживания субъектов этих правоотношений на постоянной основе.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как видно из материалов дела, жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", было предоставлено в 1975 г. отцу ФИО9 на состав семьи 4 человека. В 1999 г. административный истец отказался от участия в его приватизации в пользу родителей, которыми оно было приватизировано. С ДД.ММ.ГГГГ на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ собственниками указанной квартиры стали супруга административного истца - ФИО5 и его дочь - ФИО6, по "данные изъяты" доли каждая. При этом доказательств того, что ФИО9 проживал в жилом помещении, принадлежащим его супруге и дочке, не в качестве члена семьи, а по другим основаниям, материалы дела не содержат.
Таким образом, из имеющихся в деле доказательств и системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что ФИО9, до снятия в 2015 г. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, бесспорно, являлся членом семьи собственников жилого помещения и имел право пользования этим жилым помещением наравне с ними. При этом расторжение брака само по себе не свидетельствовало о лишении ФИО9 права проживания в квартире до снятия его с регистрационного учета из нее.
Отказавшись от права пользования указанным жилым помещением, ФИО9 совершил действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи с чем не может быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее истечения установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока с момента указанного ухудшения.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решением ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, права и законные интересы ФИО9 не нарушены и правомерно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Ссылка автора жалобы на то, что с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" он снялся по требованию его бывшей супруги, является несостоятельной, поскольку об отсутствии в действиях ФИО9 действий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, не свидетельствует.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование действующего законодательства, приведенные в качестве доводов апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.