Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 марта 2017 г. по делу N 33а-292/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Давлетовой Т.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика - начальника отделения (оформления выезда за границу) штаба Западного военного округа (далее - отделение штаба ЗВО), а также представителей заинтересованных лиц по доверенности: командующего войсками Западного военного округа (далее - командующий войсками ЗВО) - Миронова М.А. и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия" (далее - УФО МО РФ) - Суворовой А.С. на решение Тверского гарнизонного военного суда от 17 августа 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Ершова ФИО9 об оспаривании действий командира указанной воинской части и начальника отделения штаба ЗВО, связанных с невыдачей административному истцу справки о разрешении получения паспорта для выезда из Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, 19 мая 2016 года начальником отделения штаба ЗВО в адрес командира войсковой части N без реализации был возвращен комплект документов на оформление Ершову справки о разрешении получения загранпаспорта для устранения недостатков. Полагая, что командованием войсковой части N в отделение штаба ЗВО представлялись все необходимые документы, соответствовавшие требованиям действующего законодательства, в связи с чем, их возврат нарушал права военнослужащего, Ершов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать действия начальника отделения штаба ЗВО, связанные с невыдачей ему справки о разрешении получения заграничного паспорта, незаконными и обязать указанное должностное лицо оформить и направить в адрес командира войсковой части N указанную справку, а командира войсковой части N, в свою очередь, - вручить ему эту справку.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Ершова удовлетворил, возложив на начальника отделения штаба Западного военного округа и командующего войсками ЗВО обязанность в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу оформить и направить в адрес командира войсковой части N справку, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба", о разрешении получения Ершовым Г.Г. паспорта для выезда из Российской Федерации, а на командира войсковой части N - после поступления в войсковую часть N указанной справки вручить её Ершову Г.Г.
В апелляционной жалобе начальник отделения штаба ЗВО, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает, что в поступивших 21 марта 2016 года в штаб ЗВО документах для оформления Ершову справки установленного образца отсутствовали предусмотренные действующим законодательством рапорт (заявление) выезжающего за границу (оформляющего справку установленного образца), копия отпускного билета (выписки из графика отпусков) и копия документа, обосновывающего необходимость (возможность) выезда за границу. Кроме того, в представленной справке выезжающего за границу не содержалось данных о привлечении его к судебной ответственности. При таких недостатках принятие командующим войсками ЗВО либо его заместителем решения о выдаче административному истцу оспариваемой справки не представляется возможным. Выводы суда первой инстанции об обратном противоречат закону.
Автор жалобы обращает внимание, что на момент принятия судебного решения шестимесячный срок действия согласования с органами безопасности вопроса выдачи административному истцу загранпаспорта истёк.
Административный ответчик считает, что суд, возложив обязанность на него в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу оформить и направить в адрес командира войсковой части N справку о разрешении получения Ершовым паспорта для выезда из Российской Федерации, при истечении срока согласования с органами безопасности, является прямым нарушением закона.
Аналогичные доводы отражены и в апелляционной жалобе представителя командующего ЗВО.
Представитель УФО МО РФ в поданной им апелляционной жалобе, также выражая несогласие с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, указывает, что судебное извещение поступило в Управление лишь 17 августа 2016 года, в связи с чем, они были лишены возможности не только прибыть в суд для участия в судебном заседании, но и представить мотивированный отзыв на заявление.
Кроме того она считает, что суд не мог взыскать с УФО МО РФ судебные расходы, поскольку Управление было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и не являлось стороной по делу.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1598 "О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба" определено, что разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (далее именуются - военнослужащие), дается Министром обороны Российской Федерации и руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или уполномоченными ими лицами.
Выезд военнослужащих из Российской Федерации (за исключением военнослужащих Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации) подлежит согласованию с соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки по форме согласно приложению, выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, делегированы полномочия установить порядок получения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации, а также порядок сдачи и последующего хранения указанных документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.
Такой порядок определён в частности Инструкцией об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 250 дсп (далее - Инструкция), согласно подпункту "б" и "в" пункта 5 которой решение о выезде из Российской Федерации военнослужащих в каждом конкретном случае принимается, в том числе, и командующими военных округов либо их первыми заместителями в отношении подчинённых им военнослужащих, осведомлённым в секретных сведениях или не осведомлённых в сведения, составляющих государственную тайну, выезжающих заграницу по частным делам.
В пункте 35 и 158 Инструкции закреплено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осведомлённым в секретных сведениях или не осведомлённых в сведения, составляющих государственную тайну, для оформления заграничного паспорта в территориальных органах Федеральной миграционной службы выдаётся справка установленного образца службами Министерства обороны, органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил (наделёнными полномочиями оформления и выдачи указанной справки).
Решение о выдаче указанной справки принимается соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил, указанными в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 5 настоящей Инструкции.
Для получения справки установленного образца военнослужащими, осведомлёнными в секретных сведениях или не осведомлёнными в сведениях составляющих государственную тайну, обратившихся в установленном порядке с рапортами (заявлениями), соответствующими кадровыми органами (штабами) оформляются необходимые документы (материалы).
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, 26 февраля 2016 года военнослужащий войсковой части N Ершов, не осведомленный в сведениях, составляющих государственную тайну, повторно обратился к командиру указанной воинской части с рапортом о выдаче ему справки о разрешении получения паспорта для выезда из Российской Федерации, поскольку срок действия его прежнего загранпаспорта истек 19 января 2015 года. Ранее - 11 января 2016 года вопрос о выдаче такого паспорта уже был согласован с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации - Управлением по ЗВО отделом регистрации и архивных фондов. Данное согласование учтено и находится на хранении в отделении штаба ЗВО. 1 марта 2016 года врио командира войсковой части N направил в адрес начальника штаба ЗВО указанный рапорт военнослужащего для оформления ему такой справки. К рапорту помимо прочего были приложены справка выезжающего за границу с указанием о привлечении Ершова к судебной ответственности, а также заключение об осведомленности его в сведениях, составляющих государственную тайну, согласованную со службой защиты государственной тайны штаба ЗВО. Вместе с тем, 19 мая 2016 года начальником отделения штаба ЗВО данные документы были возвращены без реализации для устранения недостатков, а именно в связи с отсутствием рапорта (заявления) выезжающего за границу (оформляющего справку установленного образца), копии отпускного билета (выписки из графика отпусков), копии документа, обосновывающего необходимость (возможность) выезда за границу, а также неполнотой сведений, указанных в справке выезжающего за границу, и отсутствием согласования с соответствующей службой штаба ЗВО заключения об осведомленности Ершова в сведениях, составляющих государственную тайну.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Ершов обратился с соответствующим рапортом лишь для получения нового заграничного паспорта, взамен ранее имевшегося у него и не просил разрешения на выезд за пределы Российской Федерации, для получения справки установленного образца со стороны военнослужащего необходимо лишь его фактическое волеизъявление в виде подачи рапорта, что административным истцом и было сделано, а вопросы процедуры её оформления относятся к обязанностям должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, определённых вышеприведенной Инструкцией, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции по существ пришел к верному выводу о незаконности оспариваемых действий, обоснованно удовлетворив заявленные требования.
Поскольку длительное и ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей не должно приводить к нарушению права военнослужащих, судебная коллегия находит доводы жалоб об истечении срока согласования с органами безопасности вопроса выдачи административному истцу загранпаспорта, а также о несоответствии поступивших в штаб ЗВО из войсковой части N на Ершова материалов требованиям действующего законодательства, - несостоятельными.
Что касается доводов жалобы о ненадлежащем извещении УФО МО РФ о времени и месте судебного заседания, то судебная коллегиях считает их не обоснованными, так как соответствующая телеграмма суда согласно имеющейся на ней отметкам вручена уполномоченному в УФО МО РФ на приём корреспонденции 10 августа 2016 года.
Так как штаб ЗВО находится на финансовом довольствии в УФО МО РФ, то доводы жалобы о том, что суд не мог взыскать с Управления судебные расходы, поскольку оно было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и не являлось стороной по делу, судебная коллегия в силу статьи 310 КАС РФ находит не влияющими на законность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 17 августа 2016 года по административному исковому заявлению Ершова ФИО9 оставить без изменения, а апелляционные жалобы начальника отделения (оформления выезда за границу) штаба Западного военного округа, представителя командующего войсками Западного военного округа по доверенности - Миронова М.А. и представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия" по доверенности - Суворовой А.С. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.