Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 марта 2017 г. по делу N 33а-298/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н., Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Давлетовой Т.М., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2016 года, которым удовлетворен административный иск военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Козлова ФИО10 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в принятии на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Козлову, заключившему первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, достигшему общей продолжительности военной службы более 10 лет и подлежащему увольнению с военной службы по возрасту, решением начальника отделения от 5 октября 2016 года отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Основанием для этого послужили обстоятельства, связанные с тем, что ранее административный истец в составе семьи своего отца, Козлова В.П., являвшегося военнослужащим, в ноябре 1990 года по ордеру Рязанской КЭЧ района был обеспечен жилым помещением, находящимся по адресу: "адрес", общей площадью 48,4 кв.м. и жилой площадью 27,7 кв.м. По мнению должностного лица, поскольку административный истец в составе семьи своего отца был обеспечен вышеуказанным жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", от приватизации этого жилого помещения в 2005 году отказался в пользу своей матери, которая с марта 2005 года стала его собственником, то при таких обстоятельствах у него отсутствует возможность сдать его, в результате чего он не может быть принят на жилищный учет и повторно обеспечен жильем от Министерства обороны Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеуказанным Федеральным законом.
Полагая свои права нарушенными, Козлов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника отделения от 5 октября 2016 года, обязав его вынести решение о принятии на жилищный учет.
Кроме того, просил взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом первой инстанции административный иск удовлетворен. На должностное лицо возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о принятии Козлова на жилищный учет, а также в его пользу с отделения через лицевые счета ФКУ "Управление финансового обеспечения по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" Министерства обороны Российской Федерации взысканы судебные расходы.
В апелляционной жалобе административный ответчик, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, утверждает о том, что поскольку административный истец в составе семьи своего отца в 1990 году обеспечивался жильем в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в этот период сам являлся военнослужащим срочной военной службы, то обеспечение его жилым помещением на условиях данного федерального закона возможно после сдачи им ранее полученной, в том числе на него, квартиры, что в условиях ее приватизации его матерью не представляется возможным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
В силу п. 14 ст. 15 этого же Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих гарантию обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему в связи с прохождением военной службы жилое помещение для получения другого жилого помещения.
Обязанность военнослужащего по возврату Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) ранее полученного жилого помещения вытекает и из п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Следовательно, если военнослужащий распорядился полученным ранее в связи с прохождением военной службы жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, он лишается права требовать повторного предоставления жилья в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что в ноябре 1990 года отец Козлова в связи с прохождением военной службы на основании ордера Рязанской КЭЧ района N 164, выданного на его семью из трех человек (он, супруга и сын - административный истец, с декабря 1989 года по ноябрь 1991 года проходивший действительную срочную военную службу) был обеспечен жилым помещением в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в которой административный истец до 11 апреля 2005 года был зарегистрирован.
В декабре 2004 года Козлов поступил на военную службу по контракту, которую стал проходить в г. Рязани в войсковой части N, по адресу которой он с 23 мая 2005 года по 23 апреля 2012 года был зарегистрирован, а после указанной даты - по адресу другой воинской части, дислоцированной в том же городе.
По договору от 2 марта 2005 года вышеуказанное жилое помещение передано матери административного истца в собственность в порядке приватизации и с 31 марта того же года стало принадлежать ей на праве собственности.
Таким образом, установив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводу жалобы, пришел к правильному выводу, что ограничения, установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а именно по предоставлению военнослужащим жилого помещения для постоянного проживания только один раз за все время военной службы, не распространяются на Козлова, поскольку касаются только военнослужащих, ранее обеспечивавшихся Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) жилым помещением для постоянного проживания.
Именно военнослужащий, получивший жилье, а не члены его семьи, обладает возможностью и обязан сдать это жилое помещение при повторном обеспечении жильем в избранном месте жительства.
Более того, в период предоставления отцу Козлова жилого помещения сам административный истец проходил действительную срочную военную службу. Обеспечение жильем произошло до вступления в законную силу не только Федерального закона "О статусе военнослужащих", в порядке которого, по мнению начальника отделения, административный истец обеспечивался жильем, но и Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих". Самостоятельным правом на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном действовавшим в тот период Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" и Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, он не обладал и не мог отказаться от обеспечения жильем в составе семьи своего отца в силу ст. 33 ЖК РСФСР и п. 17 указанного Положения.
Поскольку Козлов 11 апреля 2005 года прекратил имеющееся у него право бессрочного пользования предоставленной его отцу квартирой, так как в момент ее приватизации он, как член семьи нанимателя, имел равные права на пользование ею с другими, проживающими в ней лицами, то он тем самым ухудшил свои жилищные условия, в результате чего может быть признан нуждающимся в жилом помещении в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом последствий намеренного ухудшения жилищных условий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.
В связи с тем, что к моменту отказа должностного лица в принятии Козлова на жилищный учет пятилетний срок после ухудшения им своих жилищных условий истек в апреле 2010 года, суд первой инстанции обоснованно возложил на начальника отделения обязанность отменить принятое им решение от 5 октября 2016 года и повторно рассмотреть вопрос о принятии административного истца на жилищный учет в избранном им постоянном месте жительства.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 12 декабря 2016 года по административному иску Козлова ФИО10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.