Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-319/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х.,
с участием представителя административного ответчика по доверенности - Куприянова Д.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ярославской области (далее - УФСБ России по Ярославской области) "данные изъяты" Коробко ФИО11 об оспаривании решения жилищной комиссии УФСБ России по Ярославской области, связанного с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., а также объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Коробко в период с 30 июня 2003 года по 22 августа 2016 года проходил военную службу по контракту в УФСБ России по Ярославской области. 19 августа 2016 года решением жилищной комиссии УФСБ России по Ярославской области административному истцу было отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в связи с не предоставлением документов: выписок из домовой книги и копий финансовых лицевых счетов, обязанность по предоставлению которых возложена на военнослужащего. Полагая, что его права были нарушены, Коробко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии УФСБ России по Ярославской области от 19 августа 2016 года, оформленное протоколом заседания N9, в части, касающейся отказа в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Коробко отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с судебным актом, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что суд неверно отказал в удовлетворении его заявления, сославшись на отсутствие у него права быть обеспеченным жилым помещением в связи с общей продолжительности военной службы менее 20 лет. Данные обстоятельства к существу спора не относятся, так как жилищной комиссией рассматривался вопрос о постановке его на жилищный учёт, а не о предоставлении жилья.
Автор жалобы полагает, что вывод суда о праве военнослужащего на получение жилого помещения по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет именно в календарном исчислении является ошибочным.
Коробко обращает внимание, что на дату принятия оспариваемого решение он не был уволен с военной службы, в связи с чем, вывод суда об отсутствии у него права быть принятым на жилищный учёт, несостоятелен.
Административный истец утверждает, что в соответствии с действующим законодательством, не предоставление им выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счёта не могло служить основанием к отказу в принятии его на жилищный учёт. Данные документы мог и обязан был запросить ответчик.
Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В пункте 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), закреплено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Подпунктом "г" пункта 3, а также пунктами 4 и 5 Правил определено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление, к которому, помимо прочего, прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте "г" пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
В пункте 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом Приказ ФСБ РФ от 24 октября 2011 года N 590, также указано, что для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление, к которому прикладывает выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления.
Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности.
В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
Пунктом 1 частью 1 статьи 54 ЖК РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, и в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела доказательств, Коробко находился на военной службе с 30 июня 2003 года, которую проходил в УФСБ России по Ярославской области. 1 августа 2016 года он обратился в жилищную комиссию управления с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в г. Ярославле. Решением жилищной комиссии УФСБ России по Ярославской области от 19 августа 2016 года, оформленным протоколом заседания N9, административному истцу отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях в связи с не предоставлением им выписки из домовой книги за период с 3 августа 2011 года по 28 марта 2012 года, а также копий финансовых лицевых счётов с места жительства за период с 3 августа 2011 года по 26 июля 2016. Приказом ФСБ России от 6 июля 2016 года N N Коробко был уволен с военной службы в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, а приказом УФСБ России по Ярославской области от 18 августа 2016 года N N - с 22 августа того же года исключен из списков личного состава управления. На день исключения административного истца из списков личного состава общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляла 14 лет и 1 месяц.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что при обращении в жилищную комиссию с заявлением о постановке на жилищный учёт Коробко не предоставлены документы, обязанность по предоставлению которых лежит на нём, а также не сообщено о невозможности их предоставления, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, поскольку административный истец при общей продолжительности военной службы в календарном исчислении менее 20 лет уволен с военной службы по дискредитирующим основаниям, то право быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и обеспеченным таковыми он не приобрёл, а, следовательно, указанное решение никаких прав его не нарушает.
Доводы жалобы о том, что у военнослужащего возникает право на обеспечение жилым помещением по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет в льготном исчислении, судебная коллегия считает основанными на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 года по административному исковому заявлению Коробко ФИО11 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.