Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-343/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Дзадзиева Д.А, Лаврентьева В.В.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием административного истца и его представителя Вахрамеева А.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Анисимова ФИО8 об оспаривании бездействия Департамента жилищного обеспечения (далее - ДЖО) Министерства обороны РФ, выразившегося в не рассмотрении его обращения о предоставлении жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из материалов дела и решения суда, Анисимов проходит военную службу по контракту в войсковой части N, первый контракт заключил до 1998 года, а общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет.
Решением ДЖО от 1 августа 2016 года Анисимов с 31 мая 2016 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания составом семьи 4 человека.
9 сентября 2016 года Анисимов обратился через 1 отдел федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - 1 отдел) с заявлением в ДЖО, в котором просил перечислить ему жилищную субсидию, приложив необходимые документы.
До настоящего времени решение о предоставлении ему субсидии не принято, а 6 октября 2016 года ДЖО ему дан ответ, что жилищной субсидией он будет обеспечен в порядке очереди, а ее размер составляет "данные изъяты".
Полагая, что данным бездействием нарушаются его права, Анисимов просил суд признать незаконным бездействие ДЖО, выразившееся в не рассмотрении его заявления о предоставлении ему жилищной субсидии и обязать ДЖО его рассмотреть и принять законное и мотивированное решение.
Кроме того, он просил возместить судебные расходы в размере 300 рублей, связанные с оплатой государственной пошлиной заявления в суд.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Анисимова отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленного им отвода председательствующему по делу судье.
Полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, и не применил п.п. 5 и 7 Порядка предоставления жилищной субсидии, утвержденного Приказом Министра обороны N 510 от 21 июля 2014 года, где содержатся правила рассмотрения заявления военнослужащего о предоставлении ему жилищной субсидии.
Обращает внимание на то, что в решении суда не содержится указания на дату его изготовления в окончательном виде.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз.1, 12 и 18 п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пунктам 16 и 17 ст. 15 Закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящею Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством РФ.
Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством РФ.
Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Из анализа приведенных выше норм закона, регулирующих обеспечение военнослужащих жилыми помещениями, следует, что предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем и ее выплата осуществляется желающим ее получить в порядке определенной очередности.
В пользу данного вывода свидетельствует также содержание ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в силу которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты принятия таких граждан на учет.
Приказом министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 4 - 9 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам РФ уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав па недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории РФ направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Порядку.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам РФ (далее - финансовый орган).
Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил РФ.
Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.
Финансовый орган в течение трех рабочих дней с даты поступления из органов Федерального казначейства информации о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей уведомляет об этом уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, приведенный приказ министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510 регулирует порядок выплаты жилищной субсидии, а не основания ее предоставления.
Как видно из материалов дела, Анисимов, состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, избрал форму обеспечения жилым помещением в виде субсидии, обратившись в уполномоченный орган о перечислении ему названной субсидии.
При этом оснований для внеочередного обеспечения административного истца жильем (жилищной субсидией), в судебном заседании не установлено.
Поскольку Анисимов состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 4 человека и не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что его право на получение жилищной субсидии, размер которой ему рассчитан, ДЖО не нарушено и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы автора апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не обосновано отказал в удовлетворении заявленного им отвода председательствующему по делу судье, являются несостоятельными, поскольку ни административным истцом, ни его представителем не представлено доказательств, обоснованности оснований для отвода судье.
Также является несостоятельным указание автором апелляционной жалобы на отсутствие в решении суда даты его изготовления в окончательной форме, поскольку указанное обстоятельство не может повлечь отмену обжалуемого решения.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2016 года по административному исковому заявлению Анисимова ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.