Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-345/2017
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Масенина П.Е., Манохина В.В.,
при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков ФИО5, на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном месте жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
установила:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО12, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, проходил военную службу в войсковой части N и был обеспечен жилым помещением по договору социального найма в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 обратился к командованию восковой части N с рапортом о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства в "адрес", который командованием не рассматривался.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО12 уволен с военной службы по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), а приказом этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ на жилищную комиссию войсковой части N была возложена обязанность рассмотреть рапорт ФИО12 о постановке на жилищный учет.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 отказано в постановке в очередь на получение жилого помещения со ссылкой на п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и распоряжения главнокомандующего ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N и разъяснено, что принятие на учет граждан должно осуществляться органом местного самоуправления.
Решением Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным. Суд обязал жилищную комиссию войсковой части N отменить это решение и повторно рассмотреть рапорт ФИО12 о принятии его на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией войсковой части N решение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, а на ФИО12 возложена обязанность предоставить недостающие документы, необходимые для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 в признании его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что им не представлены документы, а именно: копия трудовой книжки (все страницы) его дочери ( ФИО6), и справки об обеспеченности (необеспеченности) его жилым помещением с предыдущих мест службы (войсковая часть N, войсковая часть N).
Полагая свои права нарушенными, ФИО12 обратился в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом последующего уточнения своих требований, просил:
- признать незаконными решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания и действия командира войсковой части N, утвердившего данное решение;
- обязать жилищную комиссию войсковой части N отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть вопрос о признании его и членов его семьи (жены - ФИО7, дочери - ФИО6, сына - ФИО8, внука - ФИО9) нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания по избранному месту жительства в городе Нижнем Новгороде в порядке и по нормам действующего законодательства, а командира войсковой части N утвердить это решение.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО12 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель командира и жилищной комиссии войсковой части N, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы, со ссылкой на ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ указывает, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обращает внимание на то, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Считает, что ФИО12 не подтверждено его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства с указанным составом семьи, поскольку им в жилищную комиссию воинской части не представлены все страницы копии трудовой книжки его дочери ФИО6 и справки о необеспечении жилыми помещениями с предыдущих мест службы (войсковая часть N, войсковая часть N)
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действительно, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на административного истца.
Согласно ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России" определено, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 5 к названной Инструкции. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения (рекомендуемый образец справки - приложение N 6 к названной Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Четкий перечень документов, которые гражданин должен представить для решения вопроса о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, действующим законодательством не определен.
При этом в соответствии п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 указанной статьи (содержащего указание на документы и информацию, которые органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя), не распространяются на ряд документов, представляемых в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, к числу которых относятся документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина.
При этом в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с приведенной нормой, для принятия гражданина на жилищный учет на него не может быть возложена обязанность по представлению в соответствующий жилищный орган документов, связанных с работой членов его семьи.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Таким образом, при разрешении в суде административного дела об оспаривании решения командира и жилищной комиссии воинской части об отказе в принятии административного истца на жилищный учет, командованием должно быть доказано соответствие указанного решения закону.
Применительно к настоящему делу командованием должно быть доказано, что в соответствии с требованиями закона для принятия на жилищный учет ФИО12 должны быть представлены документы, связанные с работой его дочери, а также то, что отсутствие указанных документов, является законным основанием для отказа в принятии его и членов его семьи на жилищный учет.
Однако в материалах дела таких доказательств не имеется.
Между тем, как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию войсковой части N ФИО12 была представлена копия трудовой книжки его дочери (страницы 1-3) со сведениями о работе.
В тоже время, сам по себе факт непредставления ФИО12 копий всех страниц трудовой книжки дочери, не свидетельствует об отсутствии у него права претендовать на обеспечение жилым помещением, а, следовательно, не может являться основанием для отказа в принятии его и членов его семьи на жилищный учет.
Довод автора апелляционной жалобы о непредоставлении ФИО12 справок о необеспечении жилыми помещениями с предыдущих мест службы (войсковая часть N, войсковая часть N) также является несостоятельным, поскольку при обеспечении жилым помещением по месту прохождения ФИО12 службы в "адрес" указанные сведения проверялись жилищной комиссией войсковой части N, что усматривается из протоколов заседаний жилищной комиссии этой воинской части от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о распределении ФИО12 двух квартир по договору социального найма в "адрес" и последующим снятием с жилищного учета.
Более того, из справок Центрального архива (филиал ЗВО) от ДД.ММ.ГГГГ N и из войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N видно, что жилым помещением в войсковых частях N и N ФИО12 не обеспечивался.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о том, что оспоренным административным истцом решением командира и жилищной комиссии войсковой части N было создано препятствие в реализации им своего права о признании нуждающимися в жилом помещении по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление ФИО12.
Доводы автора апелляционной жалобы об обратном опровергаются изложенным выше.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нижегородского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.